Как масоны в Петербурге циркуль потеряли
«СПб Ведомости» разобрались в тонкостях авторского права в отношении общества «вольных каменщиков».
Иллюстрация pixabay.com
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области отказал (далее полное официальное название) Некоммерческому партнерству по развитию масонских традиций «Великая Ложа Древних и Принятых вольных каменщиков» в иске к ООО «Инжиниринговая Компания 2К» о запрете на использование товарного знака «G и циркуль на угольнике».
Казалось бы, процесс из разряда курьезных. Но при этом он показывает, что в бизнесе нет мелочей и торговая марка (лейбл) в наши дни - нематериальный актив, который бывает дороже мощного грузовика. И защищать этот актив нужно, иначе придется платить, платить, платить за его использование.
Масоны зарегистрировали права на изображение циркуля, а затем обнаружили, что логотип петербургской компании похож на него, как было указано в заявлении в суд, «до степени смешения». Кстати, «традиционная ложа» защитила свои права по очень широкому спектру предпринимательской деятельности, включая «эскорт услуги», безалкогольные напитки и нижнее белье. Места на газетной полосе не хватит перечислять, а у читателя терпения читать весь список, где вольным каменщикам хотелось бы видеть нарисованный циркуль.
В ответ фирма «2К» указала, что ее знак, описанный самой фирмой как «теодолит и угольник в треугольнике, заключенном в малый круг с нанесенными отметками-индексами (алидада теодолита), и большой круг с нанесенными градусными делениями (лимб теодолита)» совсем другой. Во-первых, изображения не являются схожими, а во-вторых, отсутствует однородность товаров/услуг и общего круга потребителей.
Разбирая дело, суд учел, что «2К» зарегистрировала права на товарный знак в 2015 году на период 10 лет (приоритет знака с 2013 года). Компания использует свой товарный знак для индивидуализации услуг в строительной сфере: технический заказчик, генеральный проектировщик, генеральный подрядчик, строительный контроль и технический надзор, геодезические работы и инженерные изыскания и т. д. Компания является строительной организацией федерального уровня, среди клиентов которой такие крупные корпорации, как «Роснефть», «Сибур», «Лукойл», «Томскгазпром», ФСК ЕЭС, «Росатом», «АвтоВАЗ» и др.
Вместе с тем, согласно представленному в материалы дела отчету системы СПАРК, стоимость материальных внеоборотных активов Великой Ложи за 2016 год составляет... 0 рублей, а всего поступлений за 2016-й - 26 тысяч рублей. Все деньги пришли от взносов и иных целевых поступлений. Соответственно, можно сделать вывод, что на практике своими правами на зарегистрированный знак масоны еще не пользуются.
Другим аргументом в пользу «2К» стал приказ Роспатента от 31 декабря 2009 г. № 197, где указано, что обозначения считаются тождественными, если они совпадают во всех элементах. А в данном случае знаки одинаковыми не являются. Решение еще может быть оспорено в вышестоящей инстанции.
Некоторые факты. Руководитель НП «Великая Ложа...» Андрей Владимирович Богданов — политтехнолог, баллотировавшийся на пост президента России в 2008 году (набрал тогда 1,3% голосов). Грозился выставить себя на роль главы государства еще, но вот как-то не заладилось пока. В 2015-м Богданов избран сроком на 5 лет на должность великого мастера Великой масонской ложи России.
Споры по товарным знакам не редкость, в том числе среди строителей и поставщиков строительных товаров. Так, «Главстрой-СПб» отсудил у холдинга «Бизнесинвестгрупп» знак «Панорама» по нескольким классам. УК «Старт» (сеть «Домовой») отстояла права на знак «Домовой» для более чем 15 групп товаров в борьбе с издательством «Родионова-формат».
Материал был опубликован в газете под № 079 (6188) от 07.05.2018 под заголовком «Масоны потеряли циркуль».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 079 (6188) от 07.05.2018.
Комментарии