Как деньги в «Югре» заблудились

История, случившаяся с фирмой, которую возглавляет наша читательница Светлана С., весьма любопытна и поучительна. Дама сообщила нам все подробности с условием не называть ни ее, ни организацию, что мы и делаем. Компания — это небольшой частный медицинский центр, поэтому принимает у клиентов наличные. Расчетно-кассовое обслуживание юрлица вело отделение «Гражданский» банка «Югра».

Как деньги в «Югре» заблудились | ФОТО Jakub Krechowicz/Shutterstock

ФОТО Jakub Krechowicz/Shutterstock

И вот что случилось. Между десятью и одиннадцатью часами 10 июля 2017 года бухгалтер медцентра внесла выручку на расчетный счет своей организации. Это 140 тысяч рублей, предназначенных на выплату зарплаты и оплаты налоговых сборов. Все было как обычно — до тех пор, пока из новостей не узнали: в «Югре» Банком России введен мораторий на исполнение обязательств. Впрочем, лицензия у банка отозвана не была. Однако уже через час после внесения денег бухгалтер не смог зайти в электронную систему «банк — клиент».

Для вкладчиков и частных предпринимателей, обслуживаемых в банке, мораторий от ЦБ РФ являлся страховым случаем и поводом для выплаты компенсаций от Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Но юрлицам, даже если они относятся к малому бизнесу, такие компенсации не положены.

«Я считаю, что сотрудники кредитной организации не имели права принимать деньги на счет. Ведь мораторий уже был введен, они не могли не знать об этом. На сайте банка указано, что он в тот день работал в консультационном режиме, это значит, не проводил операции», — удивилась Светлана.

Понятно, что дыра в банке была такова, что копеечная выручка маленькой организации уже не могла ее закрыть. А для отдельно взятого медцентра это были серьезные деньги.

Последующие недели Светлана провела в переписке с руководством кредитной организации, правоохранительными органами, Банком России и АСВ, которое как раз и выполняло функции временной администрации в «Югре».

Дама пыталась доказать, что раз выручку принимать в банке не могли, то деньги надо либо вернуть, либо перевести по платежным поручениям. Чтобы привлечь внимание к сложному положению, женщина и обратилась в газету. Действовала она, как говорят шахматисты, «на флажке». Ведь если у банка отзовут лицензию или возврат денег заморозят в ходе санации, большие потери неизбежны. Время тут играло решающую роль, например, в официальном сообщении о введении моратория указана дата (но не час!).

В конкретном случае кончилось все хорошо: деньги контрагентам перевели. Случилось это за считанные дни до того, как 28 июля ЦБ отозвал лицензию у «Югры». Женщина свято верит, что информация о том, что делом занимается газета, ей помогла, поскольку кого-то напугала...

В пресс-службе АСВ нам произошедшее объяснили так: «В соответствии со ст. 189.38 федерального закона # 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», действие моратория распространяется на денежные обязательства кредитной организации, которые возникли до дня введения моратория включительно».

Таким образом, мораторий «заморозил» средства, находившиеся в «Югре» по состоянию на 9 июля. И тогда вопрос, имели или нет право сотрудники отделения принимать средства, неважен. Важно, что они могли отослать «свежеполученное».

«Что касается денежных средств, зачисленных на счета клиентов банка в период действия моратория, клиенты могут ими свободно распорядиться — снять, перечислить на другой счет и пр.», — подтвердили в АСВ.

Вот только если бы это было сделано сразу, то и проблемы бы не возникло. Поскольку на практике, как видим, со свободным распоряжением были трудности. Так что бухгалтерам и кассирам наука: перед тем как идти в банк, чтобы сдать выручку, нужно внимательно прослушать утренние новости. Вдруг у банка лицензию отозвали…

#банк "Югра" #РКО

Комментарии