Главная городская газета

Инкубатор для винтокрылых

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Экономика

Беломорско-Балтийский жилстрой

Архангельская и Калининградская области стали рекордсменами по темпам ввода жилья в СЗФО Читать полностью

Мегаватты из воды

Петербургские энергомашиностроители замахнулись на полмира Читать полностью

Рубль банк не сбережет

12 января Банк России принял решение уменьшить уставный капитал публичного акционерного общества (ПАО) «Бинбанк» до 1 рубля. Читать полностью

Проценты оптимизма

Нынешний год петербургская промышленность встретила с оптимизмом, подкрепленным ростом объемов производства более чем на 4%. Читать полностью

Харчевня вместо банка

Что такое стрит-ретейл и «с чем его едят» Читать полностью

Банку урезали фонды

Банк России принял решение об уменьшении уставного капитала публичного акционерного общества (ПАО) «Промсвязьбанк» до 1 рубля. Читать полностью
 Инкубатор для винтокрылых | Авиастроение в Петербурге имеет шансы повторить успех автопрома и стать значимой отраслью, выросшей с нуля. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Авиастроение в Петербурге имеет шансы повторить успех автопрома и стать значимой отраслью, выросшей с нуля. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Команда петербургских конструкторов на опытно-экспериментальной площадке в областном Кировске строит редкие в мировой практике винтокрылые летательные аппараты - гиропланы. Не исключено, что первое серийное производство этих легкомоторных аппаратов откроется в ближайшие пять лет.

Автожир XXI века

Современный гироплан, он же гирокоптер, - небольшое воздушное судно, визуально похожее на миниатюрный вертолет. Его фишка - легкость управления и безопасность. Во всем мире интерес к такому транспорту растет год от года, особой популярностью гиропланы пользуются в США и Западной Европе. В России сейчас такого типа летательных аппаратов официально не существует.

«Малая авиация в нашей стране не развита, - подтверждает директор предприятия «Газнанотех» Дмитрий Сичинава. - В последнее время государство наконец обратило внимание на необходимость развития легкомоторной авиации. Благодаря появлению нового воздушного вида транспорта значительно расширятся границы возможностей работников народного хозяйства, армии, спасателей. Есть проекты медицинских модулей. Возможно, в отдаленной перспективе гиропланы станут альтернативой наземным автомобилям».

Прототипом инновационного воздушного судна является автожир (от лат. autogyro - «кружить»). Именно такое название аппарат получил еще в 1930-е годы. Крестным отцом первого автожира считается испанский инженер-конструктор Хуан де ла Сиерва, который сформулировал и обосновал принцип авторотации. Это режим работы, когда винт приводится во вращение не от двигателя, а вращается сам от набегающего потока воздуха.

В это же время группой молодых инженеров, в состав которой входили конструкторы Камов и Скржинский, был создан первый советский автожир КАСКР-1, прозванный «Красным инженером». Позже автожиры успешно использовались во время Великой Отечественной войны. Первой боевой винтокрылой машиной стал летательный аппарат Р-7. Учитывая его способность поднимать в воздух полезную нагрузку 750 кг, на него ставили три пулемета, фотоаппаратуру, средства связи и даже небольшой бомбовый комплект. Когда отечественная промышленность поставила на конвейер выпуск вертолетов, интерес к автожирам угас.

Небесное будущее ВАЗа

Вспомнили о таких летательных аппаратах уже в начале XXI века. Чем же гироплан отличается от вертолета и самолета? У вертолета подъемная и движущая силы создаются вращением несущего винта (одного или нескольких), постоянный привод на который передается от двигателя. Конструкция и принцип действия гироплана более схожи с самолетом. Подъемная сила обеспечивается встречным потоком воздуха при поступательном движении за счет работы силовой установки, независимой от системы несущего винта. В роли крыла выступает свободно вращающийся винт, который принято называть ротором. Базовые конструкции гироплана, созданные петербургскими специалистами, оснащены двигателем, работающим на автомобильном бензине марок АИ-95 и АИ-92.

«За основу взят вазовский двигатель внутреннего сгорания, который был полностью переделан, - объяснил главный конструктор предприятия Николай Васильев. - И, если в процессе испытаний этого двигателя подтвердятся положительные показатели, его можно будет смело использовать в рамках импортозамещения. Это очень важный момент, поскольку в России нет ни одного завода, который бы выпускал авиационные двигатели поршневой и роторной группы для малой авиации».

Важнейшим техническим преимуществом гиропланов является безопасность эксплуатации. В случае отказа двигателя аппарат, находясь в режиме авторотации, парашютируется с вертикальной скоростью 4 - 6 м/с (для сравнения: скорость парашютиста - 5 - 7 м/с). Парадоксальная вещь, но гироплану не страшен ветер. Более того, чем он сильнее, тем аппарату лучше. Чем больше ветер - тем быстрее ротор раскрутится и тем будет меньше разбег.

Диапазон высот применения аппарата в рабочих режимах начинается от одного метра над поверхностью, а физический потолок подъема превышает 6000 метров при наличии дополнительного кислородного оборудования. На одном баке без дозаправки гироплан может пролететь около 650 км. Скорость полета, которую он развивает, - 180 - 210 км/ч. Возможно и создание моделей со скоростью 300 - 350 км/ч. Вместимость таких летных машин - три-четыре пассажира.

«Сегодня час эксплуатации вертолета стоит в пределах ста тысяч рублей, - констатирует Васильев. - Лизинговая плата современного вертолета медицинского назначения составляет около 3 млн рублей в месяц. А гироплан сам по себе стоит примерно 3,5 млн рублей, как хороший внедорожник. И часовая стоимость его эксплуатации - всего 2,5 тысячи рублей».

Малыш с вертикальным взлетом

Впервые широкой публике тестовые модели гиропланов, сделанные в Ленинградской области, были представлены в этом году в Москве на международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia-2017. Уже к весне 2018 года базовая модель гироплана A1 будет готова. Кроме того, компания активно работает над следующей ступенью базовой модели гироплана - вентокоптером, главная особенность которого - вертикальный взлет, как у настоящего вертолета.

«На данный момент создано две модели, проходящие испытания и готовящиеся к серийному производству, - говорит Дмитрий Сичинава. - Радует, что в этом нелегком деле нас поддержали такие структуры, как Федеральное агентство воздушного транспорта и Авиационный регистр Российской Федерации».

В целом конструкторским бюро предприятия разработано около 70 опытных образцов, которые тестируются в разных регионах России. Прежде чем приступить к серийному производству, необходимо пройти сложный процесс сертификации. При самом благоприятном стечении обстоятельств эта процедура может продлиться минимум два года, а стандартная сертификация занимает 5 - 7 лет.

Петербургские гиропланеристы налаживают и кооперацию - например, с Ковровским электромеханическим заводом госкорпорации «Ростех». К концу 2018 года планируется открыть летную школу в Ленинградской области.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook