Главная городская газета

Игрушки взрослеют, как дети

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Экономика

Как рождаются «Лидер» и гиганты

Крыловский научный центр испытывает ледоколы будущего. За процессом наблюдал автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Строка в работу: в Петербурге появится гимн промышленности

В промышленной сфере Петербурга немало интересных новостей. В двух словах о насущном - в нашем материале. Читать полностью

Гостевым «скворечникам» быть

Компания, которая, предположительно, может быть связана с бывшим вице-губернатором, получит 8,7 га земли в Курортном районе за 71,6 млн руб. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил исковые требования ООО «Инвестиционно-строительное управление-19» (... Читать полностью

Неделя на биржах: доллар снова на коне

В минувший понедельник торги открылись с отметки 1150,5 пункта по РТС, а в пятницу завершились на уровне 1117 пунктов. Максимум периода (1157,8 пункта) пришелся на понедельник, минимум (1115 пунктов) - на пятницу. Читать полностью

Инвестклимат: Петербург поднялся на четвертое место

Северная столица вошла  в пятерку регионов с самым благоприятным для бизнеса климатом. Таковы результаты инвестиционного рейтинга Агентства стратегических инициатив (АСИ). Читать полностью

Эльвира Набиуллина: главное - удержать инфляцию

В Петербурге состоялся XXVII Международный финансовый конгресс - второй по важности событий в городе после Международного экономического форума. Подробности - в нашем специальном материале. Читать полностью
Игрушки взрослеют, как дети | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Северная столица во все времена была и столицей игрушек. На промышленные рельсы «детскую» индустрию поставили в 1920-х, в цехах выпускали изделия из папье-маше. Потом освоили выпуск игрушек из прессованных опилок и целлулоида. В 1928 году в Ленинграде была основана легендарная артель «Ленигрушка» (артель им. Рубена). Третьим крупным производителем кукол стал Охтинский химический комбинат (ОХК). Кстати, это был один из первых заводов, основанных Петром I в начале XVIII века в новой российской столице. Назывался он тогда Охтинским пороховым заводом и вплоть до революции выпускал продукцию для военных нужд.

План по «голышам»

Как же на таком серьезном стратегическом объекте появились куклы? Дело в том, что изначально легкая промышленность была представлена в основном кустарями и небольшими артелями. Чтобы оптимизировать эту отрасль, государство разработало программу увеличения производства товаров народного потребления. В этот процесс вовлекли и оборонные заводы, коим вменялось в обязанность делать что-то из ширпотреба.

Охтинцам спустили план по куклам. В 1925 году на пороховом заводе была организована мастерская для производства собственного целлулоида, который до сих пор получали только из-за границы, преимущественно из Германии. С этой задачей не очень быстро, но благополучно справились. Целлулоид стали выпускать с 1927 года.

Целлулоидные и пластмассовые игрушки очень нравились детям - ведь их в отличие от кукол из папье-маше, ткани или фарфора можно было мыть и купать. Большинство кукол имели прическу, отлитую в форму (с париками была проблема). Также отливали и шапочки, и целые костюмы, потому что на ОХК не было швейного цеха. В итоге все куклы и пупсы выпускались голыми - считалось, что девочки и сами сошьют им одежду. Многие даже в документах так и назывались «голыши». Однако и стоили такие игрушки довольно дорого. Например, цена большого пупса могла доходить до 3 рублей 50 копеек.

Механические Буратино

В 1960-х вместо дорогого и горючего целлулоида, который постепенно уходил из производства, появились изделия из пластмассы. Полиэтиленовые или пластмассовые игрушки отличались прочностью и отвечали всем санитарно-гигиеническим нормам. Твердый стеклообразный полистирол стал использоваться при изготовлении кукольных глаз и технической игрушки, потеснив жесть.

Механические игрушки выпускал Ленинградский завод металлоизделий (позднее - Ленинградский ЛМО «Спутник», 1960 - 1980-е гг.). В его ассортименте преобладали птички, лягушки и зверушки, совершающие однообразные прыгающие движения. Резиновую игрушку выпускал завод «Красный треугольник».

Для предприятий, продающих игрушки, Министерство торговли СССР еще в 1949 г. установило ассортиментный минимум, включающий для магазинов Москвы, Ленинграда, республиканских, краевых и областных центров 98 видов игрушек, а для магазинов прочих городов - 54 вида. К началу 1956 г. количество видов игрушек, составляющих обязательную основу ассортимента отдела или секции игрушек в магазинах культтоваров, повысилось до 300.

Зайчик прыгнул в «виртуал»

По данным Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, сейчас в игрушках доля отечественных производителей составляет 19%, а всего в детских товарах - 25%. И это очень даже неплохо, учитывая тот факт, что еще пару лет назад российские фабрики игрушек довольствовались 10% рынка. Сейчас наши предприятия и артели из сферы малого бизнеса неплохо себя чувствуют в сегменте пластиковых, деревянных игрушек и мягкой сувенирной продукции. А вот электронные либо интерактивные игрушки российским производителям по-прежнему не по зубам.

В последние годы в структуре отечественной индустрии игрушек произошли кардинальные перемены. Классические машинки, железные дороги и «просто куклы» уступили место более сложным игрушкам, которые дают возможность ребенку играть по разным сценариям.

Новые игрушки создаются, к примеру, на стыке сегментов товаров для творчества и кукол: теперь девочки сами строят кукольные домики и только потом рассаживают в них кукол, создают одежду и накрывают на стол. Современная игрушка собирается, разбирается и модернизируется, причем это могут быть как простые наборы «сделай сам», так и более комплексные, сложные игрушки, где нужно кодировать и программировать.

Наиболее популярные игрушки последних лет:

а) настольные игры, головоломки и пазлы;

б) конструкторы, интерактивные роботы и квадрокоптеры;

в) электронные игрушки с возможностью синхронизации
с приложениями в смартфонах.

Остановимся подробнее на некоторых из этих категорий.

Настольные игры, головоломки и пазлы. В первом полугодии 2016 года продажи и, соответственно, производство в этом сегменте выросли на 42% в денежном выражении, а в июне по динамике даже опередили конструкторы. На пазлы и игры уже приходится 5% рынка. Популярности способствует доступная цена.

Конструкторы. Только за первое полугодие 2016 года продажи конструкторов в крупном сетевом ретейле выросли на 33% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го. Конструкторы стоят на 20% дороже других игрушек, но родители все равно покупают наборы за 1200 рублей и выше. Большим спросом пользуются наборы, выпущенные по лицензиям известных фильмов, а правила игры на мировом рынке сейчас задает датская компания Lego и ее многочисленные аналоги - Umiks, Cobi, Brick и многие другие, среди которых есть и отечественные «лего-братья».

Игрушки с передовыми технологиями. Дети играют не просто в игрушки-предметы, теперь принято заводить любимых персонажей в приложениях в родительских смартфонах и планшетах. То есть находиться с игрушками и в реальном, и виртуальном пространствах. Такой сегмент в России пока недоразвит из-за относительно высоких цен на такие вещицы (около 2% в денежном выражении по итогам первого полугодия 2016 года). Но, по мнению экспертов, рынок этот будет только расти.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook