«Игрушечная» отрасль ищет героев

В рамках прошедшей в Петербурге выставки «Планета детства» специалисты Ассоциации предприятий индустрии детских товаров совместно с уполномоченным по правам ребенка в Петербурге провели «круглый стол» «Десятилетие детства: стимулирование рождаемости и стимулирование промышленности». На нем обсуждалось воздействие экономических и социальных факторов на производство детских товаров.

«Игрушечная» отрасль ищет героев | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

К сожалению, рынок детских товаров находится в состоянии стагнации, испытывая негативное влияние снижающейся рождаемости и низкой покупательской способности населения.

«За последние несколько лет возможности семейного бюджета у людей значительно снизились, - отметила президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина. - Спрос на детские товары упал во всех сегментах. Несмотря на то что сегмент изделий для новорожденных был драйвером рынка детских товаров и часто выручал его в периоды кризиса, на этот раз просел даже он».

Если раньше для ребенка покупали четыре пары брюк, то сейчас - две, ограничиваются только одной парой обуви на сезон. Производители игрушек вынуждены были снизить цены на свою продукцию на 12%, но и это не помогло. Особенно не хватает денег на крупногабаритные товары - кроватки, коляски. «В таком положении находятся не только жители регионов, но и таких крупных городов, как Москва и Петербург. И эта тенденция будет сохраняться», - пояснила Цицулина.

Большое влияние на рухнувший рынок традиционных игрушек оказывают новые технологии. Не надо сбрасывать со счетов и вторичный рынок, который активно развивается на распродажных интернет-ресурсах. Кроме того, современные родители объединяются в незарегистрированные творческие союзы и сами производят детские товары. Продвигая в популярных соцсетях полученную таким образом продукцию, они получают солидные доходы. В результате этот теневой рынок достаточно сильно давит на традиционные производственные и торговые форматы.

Еще одна тенденция, характерная для нынешнего времени, - развитие так называемых кухонных производств, когда состоятельные мамы, имея 3D-принтер, печатают игрушки сами. Не стоит сомневаться, что мы не успеем моргнуть глазом, как подобная практика станет массовой.

Чтобы оставаться на плаву, фабрикам игрушек надо иметь в виду, что из-за снижения рождаемости в ближайшие несколько лет будет наблюдаться сдвиг покупательской активности с возрастного сегмента до 4 лет, который долгое время был двигателем рынка детских товаров, на растущий сегмент 5 - 9 лет.

Данные исследований показывают, что лицензионные товары с пьедестала потребительских предпочтений ушли, так как не проходят потребительский тест на качество и, главное, полезность.

«Рынок детских товаров структурируется, - отметила Антонина Цицулина. - Большие предприятия становятся сильнее, маленькие и средние компании испытывают трудности, потому что у них нет запаса прочности, не хватает длинных и «умных» инвестиций. При этом инвесторы наконец стали вкладываться не только в ретейл, но и в производство. Кооперация с наукой, создание наукоемких инновационных товаров единственный способ, чтобы выжить в нынешних условиях. Нелишней будет и интеграция с торговлей, когда ретейл становится заказчиком продукции, благодаря чему она попадает на торговые полки. В перспективе должна произойти консолидация рынка, когда, к примеру, производители бутылочек начнут между собой объединяться в общие проекты».

Однако решением только экономических проблем нормализовать ситуацию в отрасли вряд ли получится. «Следствием экономической нестабильности становится ухудшение микроклимата в семьях, растет агрессивность в обществе, - подчеркнула уполномоченный по правам ребенка в Петербурге Светлана Агапитова. - Сегодня в ведомство поступает много жалоб, касающихся конфликтов в семьях. Все это отражается на детях и на их играх, которые становятся жестокими. Дети выбирают сомнительные психотравмирующие игрушки, которые предлагают им витрины игрушечных магазинов. В этом списке куклы с вываливающимися глазами в гробиках, куклы-уроды, игрушки, вызывающие отвращение и страх».

В связи с этим в отрасли снова поднят вопрос о необходимости психолого-педагогической экспертизы игрушек, в которые играют наши дети. Уже в нынешнем году будет определен орган исполнительной власти (скорее всего, им станет Министерство промышленности и торговли), который получит полномочия осуществлять соответствующий контроль. На данный момент идет работа по разработке механизма проведения психолого-педагогической экспертизы и созданию инструментов ограничения производства и торговли такими товарами.

«Это очень сложная задача, поскольку на уровне государства такой практики не существует ни в одной стране в мире, - объяснила Антонина Цицулина. - За рубежом этим занимаются общественные организации, которые оказывают на бизнес более ощутимое влияние, нежели государственные структуры, так как делают ставку на репутацию компаний-производителей».

Возможно, мы тоже возьмем на вооружение подобные практики. Экспертиза должна носить не запрещающий, а больше просветительский характер с рекомендациями специалистов по детской психологии, которые четко понимают особенности возрастного развития ребенка.

«Кроме того, в 2018 году мы на конкурсной основе ставим задачу перед дизайнерами и разработчиками детских товаров, чтобы они создавали новый продукт, - резюмировала Цицулина. - Сегодня индустрии игрушек необходимы новые герои, которых современные дети будут любить и которым будут подражать».

#«круглый стол» #игрушки #дети

Комментарии