И за  чужие грехи отвечай!

Положительные изменения в экономике страны и возросший интерес россиян к поездкам на отдых привели и к росту спроса на услуги специалистов, его организующих. По данным «Avito Работа», в рейтинге наиболее популярных отраслей туризм и сопряженные с ним сферы бизнеса занимают 8-е место, а в целом по России на долю вакансий в этой области приходится 4,5% их общей численности.

И за  чужие грехи отвечай! | Иллюстрация gorbach-elena/shutterstock.com

Иллюстрация gorbach-elena/shutterstock.com

В городах-миллионниках интерес к предложениям в сфере туризма еще выше: в Петербурге, к примеру, спрос на такого рода вакансии достигает 5,5% от общего числа запросов. Вместе с тем уровень оплаты труда в отрасли пока остается невысоким и зачастую зависит от множества факторов, делающих доходы специалистов нестабильными.

Как показывают исследования аналитиков «Avito Работа», меньше всего получают за свою работу представители ресторанной и туристической отраслей в Волгограде, Омске и Перми, а больше всего - специалисты в Москве, Петербурге и Екатеринбурге. По данным экспертов, уровень средней зарплаты в категории «Туризм, рестораны» в целом по стране составил 31,3 тыс. рублей: этот показатель примерно на 18 - 20% ниже, чем средняя заработная плата по всей экономике тех или иных городов-миллионников России. В Петербурге, к примеру, где средняя зарплата по городу вплотную приблизилась к 50 тыс. рублей, в ряде туристических вакансий оклад едва дотягивает до минимального уровня заработной платы, который в северной столице в 2017-м составляет 16,5 тыс. рублей.

Но и среди специалистов сферы туризма разрыв доходов достаточно велик: если в Москве среднему менеджеру платят около 38 тыс. рублей, в Петербурге - более 31 тыс., а в Екатеринбурге - свыше 27 тыс., то в Волгограде сотрудники ресторанов и туристических агентств зарабатывают в среднем 20,7 тыс. рублей, в Омске - 21,1 тыс., а в Перми - 22,5 тыс. рублей. Причем, по данным «Avito Работа», если в Екатеринбурге их средняя заработная плата за последний год выросла на 15%, в Челябинске, Казани и Перми - на 13%, то в Волгограде, Ростове-на-Дону и Уфе она снизилась на величину от 2,4 до 4,9%.

Оценивая такие данные, специалисты отрасли считают, что все эти цифры очень приблизительные и не в полной мере отражают ситуацию на рынке туристического труда. «Условия оплаты труда по большей части вакансий настолько разные, что средние цифры мало о чем говорят», - признают «персональщики», специализирующиеся на подборе кадров для туротрасли.

Например, по данным ресурса «Яндекс. Работа», в Петербурге сейчас зафиксировано наличие примерно 80 вакансий по профилю «менеджер по туризму». «Вилка» доходов - от 25 до 120 тыс. рублей в месяц. Однако в некоторых сетевых агентствах только оклад предлагают 30 тыс., а в отдельных компаниях обещают платить от 100 до 130 тыс. «Дело в том, что оклад в общем доходе такого менеджера составляет от 15%: остальное - вознаграждение за продажи (проценты) и бонусы, - пояснила эксперт Алина Майская. - В результате доход опытного менеджера может быть в 3 - 4 раза выше, чем средний показатель по отрасли». Не случайно профессиональный менеджер по туризму, действительно знающий толк в том или ином направлении и умеющий его «продать», способен и в Петербурге зарабатывать до 150 тыс. рублей в месяц.

При этом рекрутеры отмечают: желающих работать в отрасли хватает, однако найти стоящего специалиста становится все сложнее. «На фоне резкого падения спроса на отдых в прошлые годы немало толковых сотрудников ушли в другие отрасли экономики, - говорят аналитики. - А из-за более низких зарплат возвращаться в эту сферу деятельности они не торопятся». Не способствует притоку кадров и специфика работы, когда за грехи авиакомпаний или отелей в конечном итоге приходится отвечать сотрудникам туристических фирм. В результате на одну вакансию в сфере туризма сегодня в Петербурге претендуют всего три соискателя, тогда как среднерыночный показатель - около шести. По экспертным оценкам, летом 2017 года количество точек продаж туристических услуг выросло почти в 1,5 раза, однако дальнейшему увеличению их числа мешает нехватка квалифицированного персонала.

«Опытных специалистов стало больше, но их все равно не хватает в связи с быстрым восстановлением рынка, - считает руководитель подразделения одного из кадровых агентств Наталья Финеган. - А подготавливаемые учебными заведениями выпускники нередко не могут сразу же приступить к работе - их надо доучивать по практический части. В связи с этим наблюдается нехватка персонала всех уровней квалификации».

А значит, у квалифицированных «продажников» в этой отрасли отличные перспективы: спрос на отдых со стороны клиентов растет, одновременно повышая и доходы тех, кто умеет помочь туристу.

#Россия #туризм #зарплата

Комментарии