Гонка за плановым рублем

Государственная дума готовится принять в первом чтении законопроект о федеральном бюджете на 2018 - 2020 годы. Об этом документе необходимо рассказать подробно, ведь от него зависит судьба миллионов россиян. Даже развитие Петербурга во многом связано с федеральным финансированием - как напрямую (субсидии на строительство метро, оплата труда сотрудников МВД и других ведомств федерального подчинения и т. п.), так и косвенно - например, через гособоронзаказ, дающий верфям и машиностроительным корпорациям северной столицы средства для текущей деятельности и развития.

Гонка за плановым рублем | Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Революционный держите шаг

Итак, какие революционные идеи заложены в проекте нового бюджетного закона? Главная из них - сочетание несочетаемого. Например, чиновники Минфина и Минэкономики планируют каким-то образом сократить расходы на капитальные вложения (инфраструктура, поддержка отраслей и пр.), однако догнать (а может, и перегнать) похожие на Россию страны по темпам роста экономики.

Идея любопытная, но труднореализуемая на практике. В экономике, как и в физике, есть свой «закон сохранения энергии». Он гласит, что если кому-то что-то добавить, то у кого-то надо это «что-то» забрать.

В данном случае средства на «догнать и перегнать весь мир» планируется собрать с бизнеса. «Основное противоречие заключается в том, что проект внесенного бюджета не направлен на исполнение основной задачи - вывести экономику России в ближайшие три года на темпы не ниже среднемировых», - пояснил журналистам руководитель экспертного центра при бизнес-омбудсмене России Анастасия Алехнович. - Если такой бюджет будет принят, он де-факто станет подавлять экономический рост в сочетании с избыточно жесткой денежно-кредитной и фискальной политикой».

Напомним, что президент РФ поставил задачу довести темпы роста ВВП России до уровней выше среднемировых - примерно до 3,3% в год. В 2017-м отечественная экономика вырастет, как ожидается, на 2,1%.

Налоги, и не только

О попытках правительства изменить налоги, чтобы выкроить хоть какие-то средства на финансирование инфраструктурных начинаний, мы писали не раз. Напомним, тогда речь шла о налоговом маневре, который впервые испытали на нефтяниках. Суть его вот в чем: предельная ставка экспортной пошлины на нефть снижалась с 59% в 2014 году до 30% в 2017-м. Базовая ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть при этом вырастала с 493 рублей за тонну в 2014 году до 919 рублей в 2017-м.

Правительство посчитало этот маневр успешным, нефтяники - не очень. По сути, они лишились стимула инвестировать в обновление производственных мощностей. Выходит, что чем больше добываешь, тем больше платишь в казну. Эффект от снижения экспортной пошлины получили только те, кто продает углеводороды за границу.

От опытов с нефтяниками Минфин хотел перейти к работе с людьми и бизнесом. В частности, предлагалось переложить 1 процентный пункт ставки между НДС и налогом на прибыль или отчислениями в соцфонды, которые выплачиваются с зарплат сотрудников предприятий. Были и другие предложения - например, поэкспериментировать с налогом на движимое имущество предприятий и предпринимателей. Чиновники договорились до того, чтобы и вовсе освободить от подати фирмы, инвестирующие в обновление основных фондов. Но все эти инициативы пока не воплотились в жизнь.

Взять за живое

И тут правительство вспомнило, что регулировать поступления можно не только за счет налогов. Ассортимент неналоговых обременений на бизнес можно придумать широчайший. Во-первых, это внедрение разовых сборов с компаний, активно ведущих бизнес и вкладывающих большие средства в свою инфраструктуру. В частности, в проекте бюджета заложен рост ставок акцизов, повышения ставки водного налога (в 1,7 - 2,3 раза), платы за использование лесов (в 2,1 - 2,6 раза), плата за акваторию поверхностных водных объектов (в 10 раз). Чиновники не прочь ввести утилизационный сбор со средств производства, а также инвестиционный сбор с морских портов.

Ассортимент неналоговых воздействий на хозяйствующие субъекты можно расширить, обязав строительные компании «дарить» регионам объекты социальной и транспортной инфраструктуры. Еще один механизм - гиперконтроль за всеми видами торговли и производства ширпотреба через маркировку товаров (небесплатную), постоянные замены контрольно-кассовой аппаратуры и повсеместное введение аналогов ЕГАИС.

Нельзя сказать, что с данными предложениями согласно профессиональное сообщество и эксперты. «Налоговая нагрузка не должна быть неизменной. Она должна снижаться с ростом собираемости налогов и «обеления» экономики, в том числе за счет внедрения маркировки, контрольно-кассовой техники», - считает директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин. По его словам, прирост налоговых поступлений сверх инфляции должен возвращаться в экономику за счет снижения налоговых ставок и предоставления добросовестному бизнесу дополнительных льгот. Например, можно было бы снизить ставку НДС, собираемость которого постоянно растет.

Анатомия казны

Настроения, на фоне которых обсуждается федеральный бюджет на ближайшие три года, в целом ясны. Обрисуем собственно параметры казны будущего.

2018-й. В номинальном выражении расходы федерального бюджета должны снизиться на 352 млрд руб. по сравнению с уровнем расходов текущего года.

2019-й. Госрасходы снизятся в годовом срезе еще на 155 миллиардов рублей.

2020-й. Предполагается рост расходов на 353 млрд рублей плюс 428 миллиардов рублей условно утвержденных расходов.

2018 - 2020 гг. За этот период расходы бюджета в реальном выражении могут снизиться не менее чем на 9,5%. В наибольшей степени предполагается снижение уровня расходов на национальную оборону - с 3,1% ВВП в 2017 году, до 2,5% в 2020-м, национальную экономику - с 2,8% ВВП в 2017 году до 2,2% в 2020-м, соцполитику - с 5,5% ВВП в 2017 году до 4,4% в 2020-м. Относительно ВВП дефицит бюджета в 2018 году запланирован на уровне 1,3% (в текущей версии закона о бюджете - 2,2%).

«Уже в 2019 - 2020 годах задача по балансировке бюджета должна быть практически выполнена, дефицит в оба этих года составит всего 0,8% от ВВП. А поскольку Минфин традиционно занижает доходную базу, можно утверждать, что в эти годы может быть достигнута абсолютная бюджетная сбалансированность», - резюмировал заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.

#Госдума #бюджет #финансы

Комментарии