ГЧП в зоне турбулентности

Взбудоражившая всех новость недели: аэропорт «Пулково», где теперь работают два современных терминала, теряет пассажиров. В январе 2015-го услугами нашей воздушной гавани воспользовались на 19% меньше (в годовом исчислении) путешественников из-за границы и россиян, которые отправлялись в другие страны. По мнению оператора аэропорта консорциума «Воздушные ворота северной столицы» (ВВСС), в этом году на международных авиалиниях пассажиропоток может упасть на 15%, но на внутренних – вырасти на 15%. Таким образом, «Пулково» может выйти «в ноль», хотя в прошлом году через петербургский аэропорт вылетели и прилетели на 11% больше пассажиров, чем в 2013-м.

ГЧП в зоне турбулентности | ФОТО rangizzz/shutterstock.com

ФОТО rangizzz/shutterstock.com

Нежданные просторы

Если раньше ленинградцы и гости города поругивали родной аэропорт за тесноту и явный недостаток пропускной способности (в советские времена только в Архангельск было до восьми рейсов в день), а международный терминал в здании послевоенной постройки и вовсе вызывал улыбку, то сейчас аэропорт соответствует мировым стандартам. После введения в строй двух главных терминалов и пристройки к первому пропускная способность нашей воздушной гавани возрастет до 18 млн человек в год (прогноз на 2015-й – 14,3 миллиона).

Но этих пассажиров еще надо привлечь в условиях повышенной конкуренции со стороны московских аэропортов. А иначе мы рискуем получить суперсовременный, красивый и полупустой аэропорт. Куда к тому же городская власть так и не провела ни метро, ни скоростного трамвая, ни электрички.

Уникальная особенность нашей воздушной гавани не только в ее просторности. «Пулково» – единственный крупный аэропорт в России, успешно развивающийся на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). Соглашение о ГЧП (концессия на 30 лет) вступило в силу в 2010 году. По условиям соглашения, ВВСС ежегодно выплачивает в пользу ОАО «Аэропорт «Пулково» (100-процентная собственность города) и собственно Петербурга концессионный платеж, а по истечении 30 лет возвращает имущественный комплекс городу и ОАО «Аэропорт «Пулково».

Проект крупный. Общий объем финансирования реконструкции и модернизации «Пулково» оценивается в 1,2 млрд евро. В консорциум «Воздушные ворота северной столицы» входят «Группа ВТБ», компания Fraport AG (крупный немецкий оператор аэропортов) и компания Horizon Air Investments. Деньги на этот проект дали главным образом западные банки.

Сейчас инвестиционная стадия практически завершена и консорциум переходит к сбору доходов. Если пассажиропоток в аэропорту будет ниже планового (в 2010 году говорили даже о 30 млн путешественников к 2030-му), то ожидания инвесторов не оправдаются. А если данный проект ГЧП в Петербурге не будет прибыльным, продвижение новых, даже в успешные для города времена, будет проблематичнее.


Вид с моста

Напомним, что в Петербурге сейчас реализуется еще один крупный проект ГЧП – Западный скоростной диаметр (ЗСД). Южную и северную его части построил город при материальной помощи федерального центра (в пропорции примерно 1:2), а центральную (по сути – два больших моста над Финским заливом и тоннель на западе Васильевского острова) возводят на деньги инвестиционных фондов и банков. Сейчас данный проект еще находится на инвестиционной стадии.

В 2011 году был объявлен тендер на право заключения соглашения о строительстве и эксплуатации на концессионной основе ГЧП центрального участка ЗСД, в котором приняли участие два крупнейших консорциума. В первый – «Магистраль северной столицы» – вошли «Группа ВТБ», Газпромбанк, компании Astaldi (Италия), GPB Infrastructure, Mega Yapi и IC (Турция). Второй – ООО «Балтийская концессионная компания «Магистраль» – составили фирма «Терра Нова», Балтийская дноуглубительная компания, PORR AG (Австрия), Renaissance Construction, Vinci Concessions (Франция), «Мостоотряд # 19», Jan de Nul (Бельгия), Oliveridge Investments (Кипр) и «Сбербанк Инвестиции».

Победил первый консорциум. Общая смета строительства составляет около 90 млрд рублей, срок завершения (по плану) – 2015 год. Победитель конкурса получил и право заниматься платной эксплуатацией магистрали.


Хочется, да не можется

В который раз придется ответить на вопрос, зачем вообще Петербургу – не самому бедному городу в стране – нужно ввязываться в какие-то концессии и на десятки лет отдавать инфраструктурные проекты в частные руки. Почему нельзя было построить авиатерминалы и скоростной автобан за счет города, чтобы авиакомпании и пассажиры не оплачивали интерес инвесторов «Пулково», а наши автолюбители катались бы по ЗСД бесплатно?

Ответ прост: потому что нельзя. Во-первых, даже у богатого города на все денег не хватит. Например, общая стоимость всего ЗСД сопоставима с половиной годового бюджета Петербурга. Даже если разделить траты на несколько лет, воткнуть такие громадные дополнительные статьи в расходную часть казны нереально. Ведь северной столице и без этого приходится тратить до 90 млрд рублей в год на инвестиции. Это строительство и метро, и больниц, и школ.

Откуда взять деньги, если в бюджете их нет? У федерального центра или у частного инвестора. Первый пункт в сложные экономические времена отпадает – спасибо хоть на продление Невско-Василеостровской линии метро Москва кое-что дает. Остается второй вариант – ГЧП.

Во-вторых, частный инвестор берет на себя все риски, включая строительные. Что было бы, если бы новый терминал в «Пулково» строил сам город? Мы бы, боюсь, до сих пор читали новости о срыве конкурсов, недобросовестных подрядчиках, а вместо готового вокзала из земли торчали бы сваи.

В-третьих, у городских властей также появляются четкие обязательства по оплате завершенных работ, если проект ГЧП предусматривает не концессию, а переход прав городу на построенный объект. Именно так возвели Юго-Западные очистные сооружения и Северо-Западную ТЭЦ, провели капремонт теплосетей в Красносельском районе.

Понятно, что за бесплатный сыр тоже приходится платить. Все объекты, построенные в рамках ГЧП, обходятся городу или пользователям дороже, чем если бы их возвели за бюджетный счет. Но других вариантов для развития петербургской инфраструктуры, отстающей от нормативов лет на тридцать, увы, нет. А история с падением пассажиропотока в «Пулково» может не только ударить по амбициям Северной Пальмиры как воздушного хаба, но и сместить наш город с первых ступеней инвестиционной привлекательности. Как минимум на время.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 020 (5393) от 06.02.2015.


Комментарии