Фискальные маневры

Близится Новый год, а вместе с ним - и срок сдачи заказчику важнейшего аналитического документа. Нет, речь не о бюджете будущей трехлетки. Чиновники должны представить главе государства доклад по результатам обсуждения налоговых реформ. О них мы неоднократно писали - значит нам должны быть интересны итоги этого общественно полезного дела.

Фискальные маневры | Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Если в советские годы чиновники мыслили категориями пятилеток, то их российские последователи больше любят трехлетки. Именно на такой срок верстается казна не только государства, но и регионов. Теперь при рассмотрении фискальной темы вводится новый временной лаг - электоральный цикл. То есть период между одними и другими президентскими выборами.

Сейчас президент и правительство РФ должны определить контуры налоговой системы на следующий электоральный цикл, читай: принять соответствующие законы в 2018 году. Пока можно говорить даже не о контурах фискальной матрицы России, а лишь о набросках контуров самого доклада, который должен отправиться на самый верх. Из опубликованной информации можно сделать вывод, что будущее налоговой системы может сложиться по одному из трех вариантов.

Вариант первый: убедить президента страны, что фискальную систему вообще не надо менять, - мол, предприниматели и граждане изучили правила игры и любое изменение воспримут в штыки. Не зря же глава государства еще в 2014-м объявил четырехлетний мораторий на рост налоговой нагрузки. Он зачастую нарушался, но обозначил некий вектор в развитии финансовой системы страны.

Вариант второй: налоговый маневр. Идея «поиграть» ставками податей и отчислений родилась у чиновников не сегодня, и основные постулаты ее также становились предметом нашего внимания. Напомним, что правительство вдохновила успешная (на взгляд чиновников) реализация налогового маневра в сырьевом секторе народного хозяйства.

Предельная ставка экспортной пошлины на нефть снижалась с 59% в 2014 году до 30% в 2017-м. Базовая ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть при этом вырастала с 493 рублей за тонну в 2014 году до 919 рублей в 2017-м. Бюджет тогда выиграл, а сырьевые корпорации потеряли стимул к инвестициям в основные фонды.

После этого налоговый маневр государевы финансисты предложили испытать на податях, касающихся всех. Например, снизить страховые взносы с фонда оплаты труда, но повысить НДС с нынешних 18% (базовая ставка) до 22%. Пришлось бы менять структуру пенсионной системы, источники финансирования пенсионных выплат. При этом подобный налоговый маневр вряд ли привел бы к обелению рынка труда. По мнению экспертов, этого можно добиться мерами налогового контроля, например, с помощью новых онлайн-касс.

Столь радикальное изменение фискальной системы тогда не понравилось всем: и представителям социального блока в правительстве РФ, и бизнесу. Все осталось по-прежнему.

Однако теперь чиновники уверяют, что идея налогового маневра официально не отвергнута. То есть в любой момент ждите сюрпризов. Чтобы они не стали неприятной неожиданностью, обрисуем проект налогового маневра, каким его видят чиновники. А они, собственно, выбирают меньшее из зол: снизить нагрузку на труд (отчисления в фонды), повысив косвенные налоги (НДС), либо ограничиться точечными мерами.

Вариант третий: надо и о людях подумать. Все вышеописанные варианты налогового маневра касались бизнеса. Даже косвенный НДС покупателями мяса и картошки в розничном магазине вряд ли ощущался. Проводить опыты «на людях» (читай: увеличивать прямой налог на доходы физлиц, НДФЛ) чиновники так и не решились. В этом году на осенних совещаниях в правительстве анализировались последствия повышения НДФЛ до 15 - 16% и введения необлагаемого минимума. Представители социального блока настаивали на введении прогрессивной шкалы НДФЛ, освободив граждан с невысокими доходами от его уплаты.

Но тут возникает много вопросов. Например, кого причислить к малоимущим, ведь в регионах уровень цен и зарплаты сильно отличаются? Или вот: администрирование налога с гибкой шкалой сложнее. Значит, может повыситься объем неплатежей, для борьбы с которыми надо расширять штаты надзорных ведомств.

Для простых налогоплательщиков отказ от единой ставки 13% тоже медом не покажется: придется декларировать и зарплату, и другие доходы, ежегодно посещая налоговую инспекцию с кипой бумаг. Тот, кто пытался сам заполнить форму 3-НДФЛ, поймет. Дело ведь не только в сложности заполнения таблиц и граф - инструкции постоянно меняются, и непрофессионалу придется рано или поздно обратиться к специалистам. Не бесплатно, конечно.

Таковы вкратце контуры дискуссии по налоговой реформе. Насколько они нужны России, покажет время. Уже сейчас ясно, что народное хозяйство более-менее успешно справилось с импортозамещением и нивелировало негативные последствия санкций (хотя и не все). По большому счету перекладывать финансовую систему огромной страны на новый фундамент особого смысла не имеет. Если, конечно, не предлагать обществу принципиально новой стимулирующей налоговой конструкции.

Таковая могла бы потребоваться малому бизнесу, некоммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям и самозанятым гражданам. Но, увы, все перечисленные категории хозяйствующих субъектов сейчас вносят ничтожный вклад в отечественную экономику. И это не вина малого бизнеса, а неготовность государства и естественных монополий к работе с такими клиентами.

О реформе сектора естественных монополий тоже говорят много лет, но чиновники не спешат «нажать на газ»: от финансовой стабильности столпов отечественной экономики во многом зависит стабильность государства, которую власти выстраивали не один десяток лет.

От других налоговых изменений правительство отказалось еще раньше. Например, от введения налога с продаж. Варьировать ставку на прибыль предприятий - тоже фактор риска. Глобальные корпорации, к которым можно причислить и крупнейшие нефтегазовые компании России, получат стимул для вывоза капитала в страны с низким налогообложением прибыли.

Нет оснований полагать, что до Нового года чиновники не доложат главе государства об успешном обсуждении налоговых маневров. Скорее всего, вердикт будет прост и понятен: менять ничего не нужно, потому что все приняли систему такой, какая она есть.

Тем не менее дискуссии продолжатся и в следующем году, перейдут на новый электоральный лаг. Только чиновникам придется соблюдать баланс интересов не корпораций, а регионов России. Они давно ждут финансовых реформ, суть которых должна заключаться в перераспределении налоговых поступлений между субъектами РФ и, собственно, самой Федерацией.

#налоговая реформа #обсуждение #Россия

Комментарии