Фанера наша, дизель  – заграничный

Обращаете ли вы внимание на автобус-«гармошку», на котором каждый день едете до метро? Если да, то наверняка знаете, что весь подобный автопарк — отечественного производства или сборки с небольшим вкраплением белорусских моделей. Это кардинально отличает парк вместительных городских автобусов от маршруток и междугородных экспрессов – они преимущественно зарубежных марок. Теперь, учитывая объемы рынка и удешевление рубля, мировые лидеры производства автобусов могли бы наладить выпуск всей линейки машин в России.

Фанера наша, дизель  – заграничный  | Первым отечественным автобусом с частично низким полом считается знаменитый «ЛиАЗ-677», задняя площадка которого была на одну ступень ниже остального салона. Теперь и все «ЛиАЗы», и все трамваи низкопольные.<br>ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Первым отечественным автобусом с частично низким полом считается знаменитый «ЛиАЗ-677», задняя площадка которого была на одну ступень ниже остального салона. Теперь и все «ЛиАЗы», и все трамваи низкопольные.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Своя ль «гармошка»?

Сегодня российских производителей автобусной техники можно пересчитать по пальцам. ЛиАЗ, «Волжанин», НефАЗ, «Волгабас» – все это «дети» нашего автопрома. Однако не у всех производителей есть автобусы большой вместимости, без которых в мегаполисе никуда. При этом не все автотранспортные компании могут выбирать из всего разнообразия предложений на рынке: кто-то закупает новые автобусы только российского производства. Среди них – крупнейший пассажирский перевозчик в городе и на всем Северо-Западе петербургский ГУП «Пассажиравтотранс», в парке которого насчитывается 1,8 тысячи автобусов, подавляющее большинство из которых – отечественные.

Похожая ситуация и у других перевозчиков. «В нашем парке более 2,5 тыс. транспортных средств. Из них только 10% – иностранного производства, – рассказали представители компании «Питеравто». – В основном мы эксплуатируем «ЛиАЗ» и «ПАЗ». Кстати, недавно закупили 300 газовых автобусов «ПАЗ». Техника удовлетворительного качества, перебоев с автозапчастями для нее нет».

Однако можно ли считать в полном смысле российским то, что на 80% состоит из импортных комплектующих? При этом часть запчастей и узлов вообще не имеет российских аналогов. В основном наши заводы занимаются кузовостроением, практически никто не делает агрегатов – пневмосистем, элементов рулевого управления, узлов сочленения, коробок переключения передач. Даже двигатели зачастую иностранные.

С миру по детальке

В принципе развернутая промышленная кооперация свойственна для мирового автобусостроения. В той же Финляндии действует несколько заводов, которые разрабатывают свой кузов, но шасси с элементами управления закупают на стороне. Мировые концерны – Mercedes-Benz, MAN, Skania, Reno и другие – поставляют готовые комплекты шасси, которые можно «нарастить» до требуемой длины уже на сборочном предприятии. Агрегаты для кузовов также поставляют проверенные компании, среди которых – ZF, Knorr-Bremse, Raba, Hubner, и пр.

Сейчас в России назрела необходимость открытия дополнительных мощностей по сборке низкопольных городских автобусов. Практически все крупные города теперь закупают именно такие модели, которые могут с легкостью принять и пассажира с тростью, и многодетную семью с «коляской-паровозом». Конечно, такие машины дороже «старомодных»: в конструкции низкопольных автобусов используются более дорогие материалы.

Если покупать полностью импортные модели, нам это встанет в копеечку. Поэтому сейчас на повестке дня – открытие автобусных заводов, где могут выпускаться западные модели, большая часть элементов сделана в России. Горожане видят, что на некоторых городских маршрутах до сих пор остались шведские автобусы Scania, которые прежде собирались в Петербурге. Однако сейчас производство автобусов закрылось.

«Нам поставили амбициозную задачу – локализовать комплектующие до 50%, – вспоминает Олег Осколков, бывший заместитель генерального директора завода «Скания Питер», а ныне директор петербургского филиала компании «Русские автобусы – Группа ГАЗ». – Все, что мне удалось сделать, – это довести локализацию до 12%. Нашими стали стекла, стекло-

пластиковые панели, напольное покрытие, фанера, сиденья – то есть детали, себестоимость которых составляет 10 – 12% от стоимости готового изделия. Качество остального шведов не устроило».

Специалисты «Пассажиравтотранса» отметили, что ситуация с материалами в отечественном автобусостроении стала лучше. «Сегодня по категории «смазки и масла» доля российской продукции в наших закупках составляет 82%, а по категории «материалы для технического обслуживания и ремонта» – 72,9%. В петербургский каталог импортозамещаемой продукции также вошли фильтры, технические жидкости, лаки и краски, специальная и форменная одежда. Кроме того, начиная с 2014 года мы закупаем только отечественные шины», – пояснили в компании.

Олимпийская сила

Тем временем наши производители без дела не сидят. Российские автобусы успешно проявили себя на зимних Олимпийских и Паралимпийских играх в Сочи. Гостей и участников Олимпиады развозил новенький «ЛиАЗ», который мог трансформироваться для перевозки маломобильных групп людей от трех до пяти человек. Такие автобусы нигде по стране больше не ездят.

Еще один крупный игрок рынка – «Волгабас» – активно занимается импортозамещением. В Петербурге «Волжанины» серьезно потеснили старые модели «гармошек», и сейчас у волжского автобусного завода есть контракты на поставку около ста автобусов в наш город. У волжан полностью отечественными стали элементы салона, пола, дверные системы с приводами. Сейчас все новые элементы тестируются, и результаты показывают, что они не уступают импортным аналогам. Кроме того, волжане используют белорусский рулевой механизм.

Планы у производителя внушительные: в частности, в 2016 году локализовать с компанией «Бристоль» производство передней подвески. Практически у всех российских производств есть собственные разработки: «Группа ГАЗ», «Волгабас» и предприятия, входящие в эти холдинги, уже выпустили электробус. Однако автозаводчане признают: из-за высокой стоимости и большой массы аккумуляторных батарей сегодня пускать по городу такой транспорт нерентабельно. Однако власти Москвы заявили, что начнут закупку электробусов «ЛиАЗ» уже в 2016 году.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (5578) от 02.11.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В Петербурге финансовые кооператоры выступили против «пирамид»
24 Июля 2018

В Петербурге финансовые кооператоры выступили против «пирамид»

На Седьмом форуме кредитной кооперации его участники объяснили гражданам, что у кредитной кооперации есть будущее, но и ухо надо держать востро.

Дмитрий Осипов: «89% земельных участков в Петербурге оформлены в соответствии с законом»
23 Апреля 2018

Дмитрий Осипов: «89% земельных участков в Петербурге оформлены в соответствии с законом»

Директор филиала Кадастровой палаты Росреестра по Петербургу рассказал, с какими трудностями горожане могут столкнуться при постановке земельного участка на учет.

Петербург ищет выход к океану
03 Июля 2017

Петербург ищет выход к океану

Через совместный с геологами Поморья поиск алмазов и золота

Грядущее в черно-зеленых тонах
28 Июня 2017

Грядущее в черно-зеленых тонах

Извилистыми путями идут наши недропользователи к новым месторождениям. Там, куда протоптаны дороги, уже нечего «брать». А освоение бескрайних просторов тундры и тайги встанет в копеечку.

Завод, который спас отрасль
07 Июня 2017

Завод, который спас отрасль

C участием петербургских специалистов собирают корпус самого мощного в мире реактора на быстрых нейтронах

«Эмжековец» - это звучит гордо!
12 Мая 2017

«Эмжековец» - это звучит гордо!

с высокой трибуны Законодательного собрания Санкт-Петербурга прозвучала идея вернуть к жизни еще одно детище Михаила Горбачева - МЖК.

Игрушки, от которых не отстать
10 Мая 2017

Игрушки, от которых не отстать

Блоки венгерского математика Золтана Дьенеша и палочки бельгийского учителя Джорджа Кюизенера в ХХ веке стали первыми развивающими играми.

 В программе не значатся
28 Апреля 2017

В программе не значатся

Переправа через пути жизненно необходима: так Красносельский район получит второй выезд на Кольцевую автодорогу.

Разведка вышла на Клондайк
26 Апреля 2017

Разведка вышла на Клондайк

С вводом в строй отечественных нефте- и газодобывающих платформ недропользователи оценили близкие и дальние перспективы освоения северо-западной части российского арктического шельфа.