Главная городская газета

Фанера наша, дизель  – заграничный

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Экономика

Как рождаются «Лидер» и гиганты

Крыловский научный центр испытывает ледоколы будущего. За процессом наблюдал автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Строка в работу: в Петербурге появится гимн промышленности

В промышленной сфере Петербурга немало интересных новостей. В двух словах о насущном - в нашем материале. Читать полностью

Гостевым «скворечникам» быть

Компания, которая, предположительно, может быть связана с бывшим вице-губернатором, получит 8,7 га земли в Курортном районе за 71,6 млн руб. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил исковые требования ООО «Инвестиционно-строительное управление-19» (... Читать полностью

Неделя на биржах: доллар снова на коне

В минувший понедельник торги открылись с отметки 1150,5 пункта по РТС, а в пятницу завершились на уровне 1117 пунктов. Максимум периода (1157,8 пункта) пришелся на понедельник, минимум (1115 пунктов) - на пятницу. Читать полностью

Инвестклимат: Петербург поднялся на четвертое место

Северная столица вошла  в пятерку регионов с самым благоприятным для бизнеса климатом. Таковы результаты инвестиционного рейтинга Агентства стратегических инициатив (АСИ). Читать полностью

Эльвира Набиуллина: главное - удержать инфляцию

В Петербурге состоялся XXVII Международный финансовый конгресс - второй по важности событий в городе после Международного экономического форума. Подробности - в нашем специальном материале. Читать полностью
Фанера наша, дизель  – заграничный  | Первым отечественным автобусом с частично низким полом считается знаменитый «ЛиАЗ-677», задняя площадка которого была на одну ступень ниже остального салона. Теперь и все «ЛиАЗы», и все трамваи низкопольные.<br>ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Первым отечественным автобусом с частично низким полом считается знаменитый «ЛиАЗ-677», задняя площадка которого была на одну ступень ниже остального салона. Теперь и все «ЛиАЗы», и все трамваи низкопольные.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Обращаете ли вы внимание на автобус-«гармошку», на котором каждый день едете до метро? Если да, то наверняка знаете, что весь подобный автопарк — отечественного производства или сборки с небольшим вкраплением белорусских моделей. Это кардинально отличает парк вместительных городских автобусов от маршруток и междугородных экспрессов – они преимущественно зарубежных марок. Теперь, учитывая объемы рынка и удешевление рубля, мировые лидеры производства автобусов могли бы наладить выпуск всей линейки машин в России.

Своя ль «гармошка»?

Сегодня российских производителей автобусной техники можно пересчитать по пальцам. ЛиАЗ, «Волжанин», НефАЗ, «Волгабас» – все это «дети» нашего автопрома. Однако не у всех производителей есть автобусы большой вместимости, без которых в мегаполисе никуда. При этом не все автотранспортные компании могут выбирать из всего разнообразия предложений на рынке: кто-то закупает новые автобусы только российского производства. Среди них – крупнейший пассажирский перевозчик в городе и на всем Северо-Западе петербургский ГУП «Пассажиравтотранс», в парке которого насчитывается 1,8 тысячи автобусов, подавляющее большинство из которых – отечественные.

Похожая ситуация и у других перевозчиков. «В нашем парке более 2,5 тыс. транспортных средств. Из них только 10% – иностранного производства, – рассказали представители компании «Питеравто». – В основном мы эксплуатируем «ЛиАЗ» и «ПАЗ». Кстати, недавно закупили 300 газовых автобусов «ПАЗ». Техника удовлетворительного качества, перебоев с автозапчастями для нее нет».

Однако можно ли считать в полном смысле российским то, что на 80% состоит из импортных комплектующих? При этом часть запчастей и узлов вообще не имеет российских аналогов. В основном наши заводы занимаются кузовостроением, практически никто не делает агрегатов – пневмосистем, элементов рулевого управления, узлов сочленения, коробок переключения передач. Даже двигатели зачастую иностранные.

С миру по детальке

В принципе развернутая промышленная кооперация свойственна для мирового автобусостроения. В той же Финляндии действует несколько заводов, которые разрабатывают свой кузов, но шасси с элементами управления закупают на стороне. Мировые концерны – Mercedes-Benz, MAN, Skania, Reno и другие – поставляют готовые комплекты шасси, которые можно «нарастить» до требуемой длины уже на сборочном предприятии. Агрегаты для кузовов также поставляют проверенные компании, среди которых – ZF, Knorr-Bremse, Raba, Hubner, и пр.

Сейчас в России назрела необходимость открытия дополнительных мощностей по сборке низкопольных городских автобусов. Практически все крупные города теперь закупают именно такие модели, которые могут с легкостью принять и пассажира с тростью, и многодетную семью с «коляской-паровозом». Конечно, такие машины дороже «старомодных»: в конструкции низкопольных автобусов используются более дорогие материалы.

Если покупать полностью импортные модели, нам это встанет в копеечку. Поэтому сейчас на повестке дня – открытие автобусных заводов, где могут выпускаться западные модели, большая часть элементов сделана в России. Горожане видят, что на некоторых городских маршрутах до сих пор остались шведские автобусы Scania, которые прежде собирались в Петербурге. Однако сейчас производство автобусов закрылось.

«Нам поставили амбициозную задачу – локализовать комплектующие до 50%, – вспоминает Олег Осколков, бывший заместитель генерального директора завода «Скания Питер», а ныне директор петербургского филиала компании «Русские автобусы – Группа ГАЗ». – Все, что мне удалось сделать, – это довести локализацию до 12%. Нашими стали стекла, стекло-

пластиковые панели, напольное покрытие, фанера, сиденья – то есть детали, себестоимость которых составляет 10 – 12% от стоимости готового изделия. Качество остального шведов не устроило».

Специалисты «Пассажиравтотранса» отметили, что ситуация с материалами в отечественном автобусостроении стала лучше. «Сегодня по категории «смазки и масла» доля российской продукции в наших закупках составляет 82%, а по категории «материалы для технического обслуживания и ремонта» – 72,9%. В петербургский каталог импортозамещаемой продукции также вошли фильтры, технические жидкости, лаки и краски, специальная и форменная одежда. Кроме того, начиная с 2014 года мы закупаем только отечественные шины», – пояснили в компании.

Олимпийская сила

Тем временем наши производители без дела не сидят. Российские автобусы успешно проявили себя на зимних Олимпийских и Паралимпийских играх в Сочи. Гостей и участников Олимпиады развозил новенький «ЛиАЗ», который мог трансформироваться для перевозки маломобильных групп людей от трех до пяти человек. Такие автобусы нигде по стране больше не ездят.

Еще один крупный игрок рынка – «Волгабас» – активно занимается импортозамещением. В Петербурге «Волжанины» серьезно потеснили старые модели «гармошек», и сейчас у волжского автобусного завода есть контракты на поставку около ста автобусов в наш город. У волжан полностью отечественными стали элементы салона, пола, дверные системы с приводами. Сейчас все новые элементы тестируются, и результаты показывают, что они не уступают импортным аналогам. Кроме того, волжане используют белорусский рулевой механизм.

Планы у производителя внушительные: в частности, в 2016 году локализовать с компанией «Бристоль» производство передней подвески. Практически у всех российских производств есть собственные разработки: «Группа ГАЗ», «Волгабас» и предприятия, входящие в эти холдинги, уже выпустили электробус. Однако автозаводчане признают: из-за высокой стоимости и большой массы аккумуляторных батарей сегодня пускать по городу такой транспорт нерентабельно. Однако власти Москвы заявили, что начнут закупку электробусов «ЛиАЗ» уже в 2016 году.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook