Главная городская газета

Есть ли у вас план?

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Экономика

Как рождаются «Лидер» и гиганты

Крыловский научный центр испытывает ледоколы будущего. За процессом наблюдал автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Строка в работу: в Петербурге появится гимн промышленности

В промышленной сфере Петербурга немало интересных новостей. В двух словах о насущном - в нашем материале. Читать полностью

Гостевым «скворечникам» быть

Компания, которая, предположительно, может быть связана с бывшим вице-губернатором, получит 8,7 га земли в Курортном районе за 71,6 млн руб. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил исковые требования ООО «Инвестиционно-строительное управление-19» (... Читать полностью

Неделя на биржах: доллар снова на коне

В минувший понедельник торги открылись с отметки 1150,5 пункта по РТС, а в пятницу завершились на уровне 1117 пунктов. Максимум периода (1157,8 пункта) пришелся на понедельник, минимум (1115 пунктов) - на пятницу. Читать полностью

Инвестклимат: Петербург поднялся на четвертое место

Северная столица вошла  в пятерку регионов с самым благоприятным для бизнеса климатом. Таковы результаты инвестиционного рейтинга Агентства стратегических инициатив (АСИ). Читать полностью

Эльвира Набиуллина: главное - удержать инфляцию

В Петербурге состоялся XXVII Международный финансовый конгресс - второй по важности событий в городе после Международного экономического форума. Подробности - в нашем специальном материале. Читать полностью
Есть ли у вас план? | ФОТО Kyrien/shutterstock.com

ФОТО Kyrien/shutterstock.com

Рожденные в 1970-х воспитаны на добрых мультфильмах. Герой одного из них, австралийского анимационного сериала «80 дней вокруг света», мистер Фикс говаривал: «Есть ли у меня план? Да у меня целых три плана!». Это созвучно и нашей реальности, когда у каждого региона есть свой антикризисный план. Точнее, «Программа первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности». В отличие от мистера Фикса в России не три, а 86 похожих друг на друга как две капли воды планов.

Чего мы ждали

Что мы обычно представляем, когда нам говорят об антикризисном плане? Наверное, этот тщательно проработанный экономистами документ должен состоять из трех основных частей.

Первая – постановка целей. Каких показателей должен придерживаться город, чтобы сохранить свой научный, промышленный, торговый и кадровый потенциал в непростые для народного хозяйства времена. Например, условно говоря, индекс промышленного производства в этом году не должен упасть ниже 88%, а собираемость налогов в городской бюджет составит не менее 85% от плана.

Могут быть заданы и другие показатели: минимально допустимый уровень безработицы (лучше – по стандартам Международной организации труда, а не только нашей службы занятости) или предельный размер сокращения Адресной инвестиционной программы городского бюджета.

Иными словами, надо четко очертить свой маневр – в понятном для образованных горожан виде.

Вторая часть плана – финансирование антикризисных мероприятий. Сколько денег будет потрачено на трудоустройство и переобучение безработных, сколько даст город предприятиям, чтобы те могли рассчитаться с монополистами и поставщиками сырья. И на каких условиях – тоже существенно.

Важный финансовый регулятор – налоговые ставки, хотя полномочия субъекта Федерации здесь невелики. Петербург может подкорректировать проценты отчислений налога на прибыль предприятий (в рамках федерального закона), а также ставки подати на имущество. Но кое-какой люфт все же есть – главное, чтобы налоговые льготы распространялись на всех игроков рынка, а не только избранных. Впрочем, «любимчики» будут всегда – это фирмы, вложившие в экономику Петербурга очень большую сумму (по действующим правилам – 15 млрд рублей).

Третья часть плана первоочередных мер – это «разблюдовка» задач по исполнителям. То есть оргплан – кто за что отвечает. Разумеется, бюджетом ведает комитет финансов, а инвестициями – комитет по инвестициям. Все ведомства экономического блока должны подготовить свои предложения в такой-то срок. Оргплан – сухой бюрократический документ, не предназначенный для чтения в кругу семьи.


Что получили

Что же мы имеем? Опубликованная на сайте петербургской администрации программа – только та самая финальная часть, которую изучать бессмысленно. Документ внутреннего пользования для чиновников. Ни целей, ни показателей, ни денег там нет. Этим региональные антикризисные программы в худшую сторону отличаются от федерального плана, где заданы хоть какие-то финансовые параметры. О них мы уже писали.

Может быть, петербургская антикризисная программа – эдакая белая ворона на фоне соседних жар-птиц? Давайте сравним ее с московской программой. Увы, нас постигнет разочарование: во-первых, авторы сумели спрятать полный вариант текста так глубоко в недра официального сайта столичного правительства, что найти программу простому обывателю не так-то просто. Что еще раз доказывает келейность, узконаправленность документа, написанного под конкретного читателя – чиновника.

Во-вторых, никакой революционности в московской программе нет. Вот пункт 66 – «Выработка дополнительных мер поддержки крупных проектов развития территорий». Ответственный, как не трудно догадаться, департамент градостроительной политики Москвы. Срок – 2015 год.

Петербургская программа-клон тоже богата на шедевры бюрократического стиля: «Пункт 1.29. Внесение предложений по ускорению разработки и внесение изменений в федеральное законодательство...» Дальше цитировать не будем. Ведь не о красоте литературного стиля речь – о том, что региональные программы, словно фрегаты без штурвала: парусов много, а рулевого нет. Отсутствуют цели и средства.

Впрочем, зачатки целеполагания мы находим в разрозненных выступлениях первых лиц Петербурга. Например, о необходимости 10-процентного секвестра расходной части бюджета города на текущий год. Вероятно, количественные параметры «первоочередных мер...» мы увидим только в ходе корректировки городской казны в апреле.

В кулуарах власти идут разговоры о необходимости изменить отдельные параметры «Стратегии-2030» и ряда других документов о развитии северной столицы, написанных разными авторами и принятых в разное время. Вся эта работа не носит системного характера, и единого антикризисного плана у Петербурга до сих пор нет.


Найти свои три пункта

Впрочем, будем честны: история знает примеры, когда для спасения экономики отдельно взятых городов не писали громоздкие концепции, программы, планы. Но для этого необходимо выполнить хотя бы три пункта, понятные для жителей.

Вот один из примеров: Нью-Йорк, 1933 год. Страна начинает подниматься с колен после Великой депрессии – кризиса, с которым не сравнится даже российский 1998-й. Мэром «столицы мира» избран Фьорелло Ла Гуардия (человек и аэропорт, т. к. в честь него названа первая воздушная гавань Нью-Йорка).

У нового мэра тоже был антикризисный план, в сухом остатке состоявший из трех пунктов: первый – арестовать крестного отца Нью-Йорка гангстера Лаки Лучано (за такое в лихие 1930-е могли и убить); второй – взять под управление города кровеносную систему мегаполиса – метро, разделенное в ту пору на три отдельные компании (две из которых были частными); третий пункт – дать некоторые послабления в употреблении марихуаны, что подорвет финансовые устои мафии.

За третий пункт мэра подвергли критике и даже назвали шпионом коммунистов, и эта задача выполнена не была (хотя ее поддерживали многие ньюйоркцы). Но два первых пункта Ла Гуардия выполнил сполна. За это горожане дважды выбирали его мэром, а после смерти его именем назвали школы, улицы, аэропорт и т. п.

Почему? Удар по мафии стал и атакой на коррупционеров в полиции и городских структурах. Кроме того, американских итальянцев перестали считать мафиози. В этом был личный умысел Ла Гуардия, который сам был «из макаронников».

Объединенная сеть метро позволила жителям Бруклина, Гарлема и Бронкса искать работу по всему городу – к тому времени скоростной транспорт пришел во все уголки Нью-Йорка. Город получил толчок в развитии, стали открываться новые предприятия, институты, отели.

После войны в крупнейшем мегаполисе США появилась единая организация по управлению общественным транспортом (ее англоязычная аббревиатура – МТА). В ее ведении по сей день находятся и подземка, и пригородные электрички, и автобусы. Любопытный факт: в церемонии объединения метро – 1 июня 1940 года – Ла Гуардии предложили вести первый состав по новому маршруту. Но мэр передал пульт управления машинисту-профессионалу.

«Используй то, что под рукою, и не ищи себе другое» – еще одна крылатая фраза, которую любили повторять герои мультфильма, снятого по роману Жюля Верна. Метро и коррупция – вот то, что лежит под рукою у чиновников и в нашем городе, и в наше время.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook