Электронное доказательство

Купля-продажа квартир, домов и земельных участков давно вошла в наш хозяйственный обиход. Увы, на протяжении ряда лет регистрация сделок сопровождалась очередями, задержками, необходимостью подготовить множество документов. А после сделки вся бумажная масса оседала в личных архивах граждан. Теперь Росреестр, который регистрирует права на недвижимость, полностью ушел от выдачи бумажных свидетельств. О том, хорошо это или плохо, и о нововведениях, которые ждут покупателей и продавцов недвижимости в 2017 году, корреспонденту «СПб ведомостей» рассказал руководитель территориального органа Росреестра по Санкт-Петербургу Владимир КОРЕЛИН.

Электронное доказательство | В регионах России по-прежнему в цене бумажный документ. А вот петербуржцы все больше и больше доверяют электронному. ФОТО Александра РЮМИНА/ТАСС

В регионах России по-прежнему в цене бумажный документ. А вот петербуржцы все больше и больше доверяют электронному. ФОТО Александра РЮМИНА/ТАСС

- Владимир Владимирович, выдача свидетельств отменена в связи с переходом управления Росреестра по Петербургу на электронную регистрацию прав?

- Выдача свидетельств о государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество прекращена с 15 июля 2016 года в связи с изменениями, внесенными в законодательство. Вместо свидетельства после проведения регистрационных действий теперь выдается выписка из Единого государственного реестра прав (ЕГРП), подтверждающая переход или возникновение права. Вступающий в силу с 1 января 2017 года закон от 13 июля 2015 года # 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» также предусматривает удостоверение регистрации только выпиской из ЕГРП.

Безусловно, люди привыкли уже за эти годы, что главный документ о собственности - свидетельство о регистрации - это бланк определенной формы. Но и специальная защищенная форма бланка уже давно отменена, т. к. не являлась гарантией от подделки. Мошенники с помощью современной полиграфической техники могут легко подделать любой документ.

- То есть на руках у новых владельцев квартир не будет документа с печатью и подписью, подтверждающего право собственности?

- Во-первых, ранее выданные свидетельства являются действительными, ничего менять не нужно. Повторю, вместо свидетельства выдается выписка из реестра. Во-вторых, выписка выдается в виде бумажного документа с печатью и подписью государственного регистратора в случае обращения с документами в обычном порядке - через МФЦ. Основная мысль, которую мы пытаемся донести до наших заявителей: главным является не бумажное свидетельство. Единственное доказательство существования зарегистрированного права - запись в государственном реестре. После отмены выдачи свидетельств мы постоянно это разъясняем горожанам. А вот к хранению договора купли-продажи, дарения, т. е. правоустанавливающего документа на недвижимость, следует относиться бережно.

Кстати, возможность подать документы на регистрацию в электронном виде существует с 1 июня 2015 года. В августе этого года управление Росреестра по Санкт-Петербургу вышло на первое место в России по количеству поданных в электронном виде документов. Много документов поступает к нам в электронной форме от нотариусов и банков. И это самые разные документы: от оформления наследства до купли-продажи с привлечением кредитных средств.

- Когда будет запущена эта система в полном объеме и насколько понятной она будет простым гражданам?

- Подать документы можно как в бумажном виде, так и в электронном. Возникающие технические проблемы обсуждаем и разъясняем. Надеемся, что доля электронной регистрации увеличится. На такой формат переходят и органы власти, например, комитет имущественных отношений стал подавать заявки в электронном виде.

Радует нас и то, что простые горожане охотно подают документы в электронном виде, хотя Петербург - город пожилых людей, которым сложно привыкать к новшествам. Мы надеемся, что этап недоверия уже пройден.

Преимущества электронной подачи очевидны: срок проведения регистрации прав еще с 1 апреля этого года сокращен до 7 рабочих дней, отсутствует необходимость лично обращаться для подачи и получения документов, можно подать документы дистанционно в другом регионе. Несколько месяцев назад прошла первая экстерриториальная электронная заявка на регистрацию прав: продавец и покупатель недвижимости петербуржцы, а сам объект недвижимости расположен в Севастополе. Специалисты нашего управления непосредственно участвовали в прохождении этой первой заявки: оказывали методическую помощь на всех этапах и заявителям, и коллегам в Крыму. Это был очень ценный опыт для нас.

- Как выглядят электронные документы, подтверждающие регистрацию сделки, и где их можно будет получить?

- Заявителю выдается выписка о проведении регистрации права по специальной форме. Она направляется на указанный адрес электронной почты. По желанию, потом можно заказать выписку из реестра в бумажном виде.

- Некоторые опасаются, что система регистрации прав на недвижимость после 1 января 2017 г. будет уязвима перед хакерами и мошенниками. Насколько безопасной станет новая система и где будет храниться сам ЕГРН?

- Бояться не нужно. С 1 января 2017 года вступает в силу федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», который предусматривает создание Единого реестра недвижимости (ЕГРН) - единой учетно-регистрационной системы. В ЕГРН войдут сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости (ГКН) и реестре прав (ЕГРП).

Все записи Единого реестра недвижимости будут храниться в надежной электронной базе данных, многократное резервное копирование которой и высокая степень безопасности повысят уровень защиты сведений. Таким образом, укрепится гарантия зарегистрированных прав, угрозы мошенничества будут минимизированы и снизятся риски операций на рынке недвижимости для граждан и предпринимателей.

Подготовительная работа по верификации и гармонизации данных ЕГРП и Государственного кадастра недвижимости (ГКН) ведется управлением на протяжении уже нескольких лет. С целью обеспечения правильности данных специалисты управления и филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Санкт-Петербургу сопоставляли и дополняли сведения кадастра недвижимости и реестра прав, устраняли выявляемые ошибки и противоречия. Сейчас сведения об объектах недвижимости максимально уточнены.

Кроме того, на сайте Росреестра планируется открыть «Личный кабинет правообладателя», с помощью которого можно будет присматривать за своими объектами недвижимости. С точки зрения безопасности это весьма полезный сервис.

- Насколько тесно налажено сотрудничество органов Росреестра с нотариусами Петербурга и Ленинградской области?

- Управление постоянно проводит рабочие встречи и семинары с участием представителей нотариального сообщества. Нотариусы были первыми и остаются активными пользователями услуг по электронной регистрации прав. Именно нотариусы оценили те плюсы электронной регистрации прав, о которых я уже упоминал: скорость и удаленный способ подачи.

Я часто общаюсь с представителями нотариата, общественностью, предпринимателями, чтобы получить обратную связь о работе управления. Позитивные изменения отмечают все участники рынка: сейчас управление работает стабильно. Мы готовимся к переходу на работу по новому закону. Я считаю, что наши специалисты в этом году особенно хорошо поработали. Решены многие проблемы, ранее считавшиеся безнадежными: документы выдаются в нормативные сроки.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (5805) от 10.10.2016.


Комментарии