Электронная привилегия

Соседняя страна открыла миру свое виртуальное экономическое пространство

Россия идет в ногу со временем. Все больше граждан у нас пользуются электронными услугами, в частности государственными, через специальный интернет-портал. У нас даже появилась универсальная электронная карта (УЭК), совмещающая функции идентификационного документа и платежного средства. Ее достаточно активно продвигают. Тем временем в соседней Эстонии аналогичная карта действует не первый год, заменяя внутренний паспорт гражданина. О том, как с помощью ID-карты открыть предприятие в Эстонии за час и как голосовать, не выходя из дома, нашему корреспонденту Галине НАЗАРОВОЙ рассказала генеральный консул Эстонской Республики в Санкт-Петербурге Виктория ТУУЛАС.

Электронная привилегия | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

– Госпожа Туулас, с 1 апреля 2015 года генконсульство начало прием ходатайств о выдаче удостоверения Э-резидента Эстонии. Кто это такой?

– Э-резидент – это иностранец, которому Эстония выдала электронное удостоверение личности, именуемое «Диги-ID» (от слова digital – «цифровой»). Эта пластиковая карта с чипом, внешне напоминающая привычную для граждан Эстонии ID-карту, только без фотографии. «Диги-ID» используется только в электронной среде для идентификации личности и проставления уникальной электронной подписи. Таким образом, Эстония первой из государств открыла свое электронное пространство всему миру.

Карта позволяет иностранцу участвовать в экономической жизни нашей страны вне зависимости от его физического местонахождения. Я как гражданка Эстонии тоже использую ее, чтобы получить удаленный доступ в виртуальное пространство. Сразу поясню, что «Диги-ID» не дает права проживания в Эстонии, по ней вы не сможете электронно голосовать и пользоваться другими правами гражданина нашей страны. Но она пригодится для бизнеса и оформления различных документов в Эстонии, выписок из реестров прав на недвижимость и пр.

Получить «Диги-ID» электронного резидента может иностранец, связанный с Эстонией, имеющий в нашей стране бизнес-интересы или обосновавший необходимость получения государственных услуг в Эстонии.


– Какой отклик нашло это новшество?

– О своей готовности принимать заявки от заинтересовавшихся граждан мы объявили в декабре 2014 года. С начала декабря было зарегистрировано 12 тысяч заявок из 140 стран, из которых 6 тысяч заявителей выразили желание заняться предпринимательской деятельностью. Наибольший интерес проявили финны и россияне. На сегодняшний день выдано 1156 карт, в том числе 169 – гражданам России.

Если раньше для подачи заявки на получение такой карты необходимо было обратиться в эстонскую полицию, то с апреля это стало возможным в любой точке мира, где работают эстонские представительства (в частности, наше генконсульство). И надеюсь, что в ближайшее время – в мае – заявку можно будет подать в электронном виде самостоятельно.

Государственная пошлина за рассмотрение ходатайства «Диги-ID» – 80 евро. Я бы сказала, что иметь такую карту не право, а привилегия. То есть, прежде чем ее выдать, мы проверяем личность запросившего, узнаем, для каких целей он собирается ее использовать. Впрочем, процент отказов минимальный.


– Какие же преимущества она дает предпринимателям?

– Смотрите. В России сегодня можно зарегистрировать компанию за пять рабочих дней. Знаю, что обсуждается сокращение этого срока до трех дней. А в Эстонии такую процедуру давно можно совершить за 20 минут. Но для этого нужно иметь

ID-карту, выданную гражданину Эстонии или карту вида на жительство, предоставленную постоянно проживающему на территории нашей страны иностранному гражданину или лицу без гражданства.

«Диги-ID» поможет открыть предприятие из любой точки мира за час. Причем это могут быть предприятия разной формы собственности. Нередко руководство компаний, зарегистрированных в Эстонии, находится вообще в другой стране.

Чтобы управлять такой фирмой, владельцам прежде приходилось оформлять эстонский вид на жительство. Но как это сделать, если человек фактически в стране не живет? Теперь же на цифровой карте содержится электронная подпись (ЭЦП) руководителя и другие его идентификационные данные, позволяющие удаленно вести бизнес, за несколько минут подать налоговую декларацию. Эстония заинтересована в привлечении иностранных предпринимателей. Отмечу, что и они проявляют к Эстонии интерес: у нас компании не платят налог на прибыль, облагаются лишь суммы, идущие на дивиденды и рабочую силу, да и в целом правовая среда в Эстонии благоприятна для ведения бизнеса, особенно для российского. В нашей стране говорят по-русски, практически все интернет-сервисы имеют двуязычный интерфейс...


– Но как же за час можно удостовериться в том, что потенциальный бизнесмен предоставляет подлинные документы и не собирается создать фирму-однодневку?

– Вся хитрость в том, что вы не сможете этого понять, даже если человек принесет вам ворох бумаг с печатями. А если решение остается за чиновником, это дает немало соблазнов для коррупции и бюрократии. Кроме того, работает ли фирма реально или нет, станет ясно только через девять месяцев, а то и через год после ее основания. Если она не покажет никакой жизнедеятельности, разумеется, у контролирующих структур возникнут вопросы. И это будет уже совсем другой разговор.


– Какая польза от «Диги-ID» обычным гражданам?

– Представим себе ситуацию: человек имеет финское гражданство, его имущество зарегистрировано в Эстонии, а живет он в России. Для общения со всевозможными инстанциями, которые связаны, скажем, с его машиной и квартирой, как раз и пригодится такая карта.

Например, иностранные граждане, имеющие собственность на территории Эстонии, но постоянно там не проживающие, имеют при помощи «Диги-ID» доступ к государственному порталу для получения необходимой документации и оплаты выставляемых на территории Эстонии счетов, физически находясь на территории другого государства.


– Насколько безопасно использовать такую карту?

– Есть мнение, что если что-то с бумаги попадает в Интернет, начинается неконтролируемый процесс распространения информации. Почему-то люди верят бумагам, в которых ошибок гораздо больше из-за человеческого фактора. Чип, включенный в «Диги-ID», дает настоящую защиту, данные на нем зашифрованы. Благодаря этому все операции по карте становятся прозрачными. Кроме того, это же не банковская карта, на которой есть деньги. В первую очередь это идентификационный документ.

Мне неизвестны случаи, чтобы карту воровали в корыстных целях, хотя, наверное, и такое случается. Но, разумеется, стоит соблюдать простые правила работы с ней: хранить в безопасном месте, не показывать лишний раз незнакомым людям, не терять PIN-код и вообще быть более внимательным, зная, что на ней содержится очень важная информация.


– Такая карта фактически отбирает работу у многих нотариусов и юристов, которые годами зарабатывали на том, что удостоверяли подлинность документов. Как они отреагировали на это нововведение?

– Некоторые нотариусы борются с этой системой. Я сама по образованию юрист и могу их понять. Но очевидно, что любая деятельность должна быть рациональной. А если для решения какого-то вопроса требуется пройти бюрократические преграды, это не дело. Да, до сих пор есть люди моего возраста, которые диктуют письма своим секретарям. Но нужно приспосабливаться к другому ритму современной жизни.


– Вернемся к полнофункциональным картам, не виртуальным. Российский проект УЭК подразумевает использование карты гражданами РФ как идентификационного документа и платежного средства. Эстонская электронная ID-карта заменяет гражданам страны паспорт, но ведь этим ее функции не ограниваются?

– ID-карту используют в государственных электронных сервисах Эстонии. Все крупные банки, большинство финансовых и других сервисов поддерживают идентификацию с ее помощью. Картой можно подтвердить, что вы житель Таллина и проехать бесплатно на городском общественном транспорте. А с 2004 года мы можем электронно голосовать. И наш опыт показывает, что так голосовать безопаснее, чем традиционным способом, когда можно подделывать бюллетени.


– Расскажите подробнее про электронное голосование.

– Электронные выборы в Эстонии удивляют не только россиян, но и наших европейских коллег. А ведь это очень просто и давно стало для нас делом привычным. За несколько дней до начала голосования по всем эстонским СМИ идет информация о том, что проголосовать можно электронно.

Для голосования вам понадобится сама карта, специальное считывающее устройство (ридер) и компьютер. Вы заходите на сайт избирательной комиссии, выбираете опцию «проголосовать». После того как ридер считал с чипа информацию о владельце карты и вы ввели PIN-1, вы выбираете приглянувшегося кандидата, а свой выбор подтверждаете вводом PIN-2. Это и есть ваша ЭЦП.


– Насколько, по вашему мнению, Россия близка к созданию собственного электронного пространства?

– Потребуется время. Российские юристы нас пока не понимают: они привыкли к тому, что нужны апостили, переводы печати и прочие бюрократические вещи. Конечно, в Эстонии с этим проще: и территория меньше, и население. К тому же эстонцы достаточно активны. В итоге и получается, что специалисты могут влиять на систему. Хотя, конечно, так было не всегда, и мы долго к этому шли.

Недавно я встречалась с представителями российского Минюста и объясняла, что у нас нет свидетельства о браке, о рождении, о собственности на традиционном бумажном носителе. Мы считаем, что форма неважна, если есть уполномоченные государственные органы, где содержатся эти данные, и их спокойно можно прислать по электронной почте по просьбе гражданина.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 074 (5447) от 27.04.2015.


Комментарии