Экспортеры садятся за парты
Одним из событий Петербургского международного экономического форума-2017 стало подписание соглашений о подготовке кадров между компанией «Российский экспортный центр» (РЭЦ) и двумя регионами - Ленинградской и Тамбовской областями. О том, зачем сажать за парты предпринимателей, взявшихся за выпуск экспортно ориентированных товаров, корреспонденту «СПб ведомостей» рассказала руководитель Школы экспорта РЭЦ Алисия НИКИТИНА.
Иллюстрация pixabay,com
- Алисия Равилевна, как родилась структура, помогающая российским экспортерам?
- «Российский экспортный центр», при котором открыта школа, создан два года назад. Это специализированный государственный институт развития для оказания финансовой и нефинансовой поддержки несырьевым экспортерам. Единственным акционером и учредителем РЭЦ является Внешэкономбанк. Напомню, что этот банк на 100% принадлежит государству.
В РЭЦ можно получить полный пакет услуг по принципу единого окна. К нам могут обращаться как представители крупнейших корпораций, так и индивидуальные предприниматели. Ограничение одно: за рубеж они должны были продавать продукцию с высокой добавленной стоимостью, а не сырье.
В 2016 году РЭЦ оказал поддержку отечественным экспортерам более чем на 10 млрд долларов. Наш центр имеет представительства в Казахстане, Вьетнаме, Таджикистане, Иране.
- Какие задачи ставит перед собой экспортный центр?
- Первая задача - ежегодно, до 2020 года, наращивать несырьевой экспорт России на 6%. Вторая - диверсификация экспорта двумя путями: выпуская новые, пользующиеся спросом за границей товары и выходя на новые рынки. Третья задача - сделать внутрироссийские нормативы и условия работы экспортеров удобными для предпринимателей. Речь прежде всего идет о скорости оформления множества документов.
- Какова роль школы экспортеров в работе экспортного центра?
- Наш единственный учредитель - РЭЦ, но юридически школа экспортеров оформлена как автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования. Мы привлекаем экспертов - преподавателей, профессоров ведущих вузов. Например, из МГИМО, Высшей школы экономики, Всероссийской академии внешней торговли, Российского экономического университета им. Плеханова, Сколкова.
Наши партнеры - крупнейшие банки и корпорации: Российский экспортно-импортный банк (входит в группу компаний РЭЦ), Внешэкономбанк и «Росатом». Направление нашей работы - обучение «науке экспортировать». Сразу уточню, что с предприятиями напрямую мы не работаем. Сотрудничаем с субъектами РФ, уже 40 регионов стали нашими партнерами.
- На каких основах выстраиваются ваши отношения с регионами?
- Документы подписывают четыре стороны: РЭЦ, школа экспорта, администрация региона, Центр поддержки экспорта региона. Гонорары тренерам за лекции предприятиям оплачивают региональные центры. Например, с Петербургом мы работаем с 2016 года, в этом году к нам пришли Карелия, Ленинградская и Калининградская области.
- Как простому предпринимателю попасть в ваши учебные программы?
- Мы сами отбираем кандидатов и обучаем их. В конце процесса - контроль знаний, если все хорошо, то человек становится тренером и получает право преподавать. Тренер обучается бесплатно, правда, на время обучения в Москве командировочные расходы регион берет на себя.
- Как стать тренером?
- Для этого нужно выдержать отбор. Первый этап проводит регион-партнер. Он нам присылает документы на кандидата. Потом второй этап - мы уже оцениваем претендента. Проверяем профессиональные знания и умение держать аудиторию. Также необходимо профильное высшее образование, опыт практической экспортной деятельности от двух лет плюс опыт публичных выступлений.
Тренерами становятся преподаватели, консультанты и сами экспортеры. Также важно, что они могут адаптировать наши методики под свой регион. Например, на Дальнем Востоке своя специфика, в Оренбургской области, где рядом граница с Казахстаном, своя. В результате программа становится более ценной и полезной.
В этом году мы должны подготовить 200 тренеров в 40 регионах. В программе 11 курсов, каждый тренер ведет 2 - 3 курса.
- У представителей малого бизнеса нет денег на внешних консультантов, и это фактически выбивает их из внешнеторговых отношений...
- Мы эту проблему решаем. Пройдя обучение у нашего тренера, руководитель, менеджер малого предприятия смогут обойтись без помощи дорогостоящих консультантов, брокеров.
Вот несколько примеров из жизни наших «учеников». В Волгоградской области индивидуальный предприниматель решил производить сафроловое масло. Оно по потребительским свойствам не хуже оливкового, но в России невостребовано. А вот в Индии, Турции, Иране такое масло очень популярно. Человек вышел на рынок и уже получил отклик.
Из Калининграда девушка звонила: она вяжет детские пинетки, носочки. Хочет научиться по Интернету продавать их по всему миру. Интернет-технологии помогают находить клиентов, продавать с минимальными затратами вещи в любую точку планеты. Был бы качественный продукт и желание. Вот стартап из Волгоградской области. Пасечники производят мед, взбитый с ягодой. Мед уникальный - превращается в пенку. И уже в этом году их товар стали закупать в Великобритании.
- А покрупнее у вас «ученики» есть?
- Конечно, вот петербургские примеры: компании «Крион» (производство криосаун), «Орнамита» (выпуск рифленой и декоративной нержавеющей листовой стали), «Формация» (изготовление одноразовой алюминиевой и бумажной пищевой упаковки), «Био Пэк Ворлд» (реализация жесткой пластиковой упаковки для пищевой продукции и предметов домашней химии).
Комментарии