Еда перешла в наступление

В последнее время мы стали свидетелями любопытного феномена. Он складывается из трех частей. Первая: Петростат в январе - апреле текущего года зафиксировал снижение реальных доходов петербуржцев на 4,6% по сравнению с первыми четырьмя месяцами 2016-го. Реальная зарплата за то же время выросла на 4,9%. Вторая часть: обороты оптовой торговли в январе - мае 2017-го (по этой категории даются более свежие данные) увеличились на 30,4% по сравнению с первыми пятью месяцами 2016-го. Петербургская розница нарастила обороты лишь на 1,8%. Часть третья: в январе - мае 2017-го введены в эксплуатацию 13,2 тыс. кв. метров торговых площадей.

Еда перешла в наступление | Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Окорочка спугнули джинсы

Процесс наступления торговли виден даже невооруженным взглядом. К примеру, в одном только квартале округа Сосновая Поляна можно найти три супермаркета с расширенным ассортиментом (включая кулинарию и сопутствующие товары), два-три стандартных сетевых супермаркета и с десяток объектов малого бизнеса (овощные, кулинарные и прочие павильоны). В соседнем квартале та же история.

Что интересно: продуктовый ретейл активно наступает на промтоварный. Там, где «квартировал» когда-то магазин детских игрушек, появился очередной продуктовый сетевой бренд. По соседству площади бывшего торговца джинсами занял другой супермаркет. И это притом что, по данным Петростата, продовольствие, напитки и табак формируют лишь треть оборотов питерской розничной торговли.

Есть и другая петербургская тенденция: инвестиции в основной капитал предприятий оптовой и розничной торговли в январе - марте текущего года (самые свежие на сегодня данные) возросли на 4,8% по сравнению с аналогом годичной давности. За тот же период в 1,7 раза увеличили капитальные вложения предприятия логистики. В общей сложности в январе - марте 2017-го в торговлю и склады предприниматели инвестировали более 12 млрд рублей - почти столько же, сколько за тот же период вложили в обновление мощностей все промышленные предприятия северной столицы.

Чтобы получить более полную картину происходящего, добавим информацию о товарных запасах в магазинах. По данным Петростата, на конец мая текущего года на складах и в подсобках петербургских торговых точек продовольствия и промтоваров накопилось на 38 дней продажи.

Запас или экспансия?

Выходит, что оптовая торговля и розница северной столицы готовятся то ли к массированной экспансии на региональный и федеральный рынки, то ли к длительной осаде. Последнее, конечно, из разряда «шутки юмора»: никто и не собирается перекрывать снабжение второго по величине мегаполиса России.

Что же касается экспансии, то эта версия имеет некоторое подтверждение. Взять хотя бы феерический рост оборотов петербургских оптовиков: что ни месяц - то 30-процентный рост по сравнению с прошлогодними показателями. Загадки тут нет никакой. Наоборот, об этом явлении мы уже писали не раз. В Петербурге до сих пор регистрируются штаб-квартиры общенациональных торговых сетей, что накладывает отпечаток на статистическую отчетность. В некоторой мере, конечно, мы вправе говорить и об экспансии на российский рынок - с поправкой на реалии, конечно.

Не исключено, что в ближайшее время продолжится наступление продуктового ретейла на промтоварный. Как мы уже писали, в этом году в Петербурге может не открыться ни одного крупного торгово-развлекательного центра: этот рынок близок к насыщению.

Что у соседа

Торговля Ленинградской области сюрпризов не преподнесла: она следует по тому же течению, что и доходы населения. Реальные доходы жителей 47-го региона в январе - апреле текущего года сократились на 2,6% по сравнению с первыми четырьмя месяцами 2016-го, реальная зарплата выросла на 1,4%.

При этом обороты областной оптовой торговли сократились за тот же период на 8,9%, розничной - на 0,7%. Обороты оптовиков 47-го региона в январе - мае 2017-го составили 192,2 млрд руб. Их петербургские коллеги наторговали на 3,4 трлн рублей. Аналогичные показатели по областной и городской рознице составили, соответственно, 29,8 млрд руб. и 109,4 млрд руб.

Структура розничной торговли в Ленинградской области проста: продукты и промтовары делят рынок практически пополам. Это в свою очередь также доказывает прямое влияние платежеспособности населения на тенденции в распределении тех или иных видов потребительских товаров. Чем меньше доходы, тем больше в потребительской корзине домохозяйств еды. При этом областные магазины в мае тоже накопили запасы для 30-дневной торговли.

Однако областные предприятия оптовой и розничной торговли, а также их партнеры из сферы логистики с оптимизмом взирают в день завтрашний. Так, инвестиции в основной капитал торговых сетей и владельцев отдельных точек 47-го региона в январе - марте текущего года возросли в 1,7 раза по сравнению с аналогичным показателем за 2016 год.

Представители складского бизнеса Ленобласти несколько снизили реинвестиции (до 6,8 млрд руб.), однако в абсолютном исчислении они почти догнали городских коллег (8,4 млрд руб.).

Радует, что к инвестиционным успехам областной торговли присоединились труженики сегмента HoReCa (отели, рестораны, кафе). Они увеличили вложения в основные фонды в 5,2 раза по сравнению с объемом реинвестиций в январе - марте 2016-го. Значит, улучшит свои показатели и сектор общественного питания Ленобласти.

Охота на скидки

Ситуация с оптовыми и розничными продажами в целом по стране хуже, чем в Петербурге и Ленобласти. По данным Росстата, розничная торговля сокращается в России уже третий год подряд. Так, за I квартал текущего года оборот общероссийской розницы оказался на 1,8% меньше, чем годом ранее. Не помогли даже агрессивные промоакции.

По данным Института социального анализа и прогнозирования, реальные располагаемые денежные доходы населения в феврале 2017 года сократились на 4,1% по сравнению с февралем 2016-го. Росстат сообщил, что только за март доходы снизились на 2,5% по отношению к марту 2016-го. Более свежих данных в открытом доступе пока нет.

Аналитики исследовательского холдинга «Ромир» полагают, что еще недавно росла доля промтоваров в потребительской корзине россиян, теперь же они тратят основные деньги на продовольствие. Что, собственно говоря, и происходит в Ленинградской области.

#доходы #потребление #тенденции

Комментарии