Другим Наука

Суд (наш, самый гуманный) принял решение, что мать-одиночка, которая мешала строить на месте детской площадки магазин шаговой доступности, должна заплатить компании-инвестору 2 миллиона рублей «с хвостиком». Решение Калининского райсуда Петербурга, принятое в понедельник, взорвало СМИ и Интернет. Но если очистить ситуацию от истерики и разобраться в проблеме, то ясная картина обретает полутона и заставляет крепко задуматься.

Другим Наука | ФОТО Kesu /shutterstock.com

ФОТО Kesu /shutterstock.com

Итак, на проспекте Науки, 44, стоит необычный по архитектуре многоэтажный дом о трех корпусах с переменной этажностью.

«Построили его в конце восьмидесятых по восточноевропейскому проекту, – рассказала глава муниципального образования «Пискаревка» Вера Сергеева. – Изначально была очень хорошо продумана разбивка территории: места для стоянки машин, маленькие детские площадки у каждого корпуса. И большая детская площадка у фасада на улице Карпинского».

Именно за последнюю и разгорелась война. КУГИ выставил ее территорию на торги под строительство магазина, несмотря на то что муниципальный совет был против. Но земельные отношения не входят в перечень полномочий местной власти северной столицы. К тому же в 1988 году был совсем другой строй: территорию детской площадки не оформляли по кадастру.

А зачем? Горки и качели муниципалы регулярно обновляли, но о целевом назначении земли никто не думал. Хотя в каждой местной администрации работают специалисты, которые получают зарплату именно за то, что проверяют, где и что может соорудить муниципалитет. Вариант, собственно, один: на внутридворовой территории, не оформленной в собственность ТСЖ или ЖСК. Площадка на Науки, 44, дворовой никогда не была. Значит, эти горки-качели юридически оказались «самостроем».

Зимой 2012/13 годов местные жители узнали, что застройщики, конкретно – победитель торгов ООО «Елисей на Науки», готовы возвести на детской площадке магазин. Начались обращения в органы власти, протесты, требования защитить место отдыха мам с ребятней. Людей понять можно: вокруг, в той самой «шаговой» доступности, то ли 10, то ли 15 магазинов разной направленности. Включая три (!) универсама в том длинном доме на пр. Науки, 44.

Детские забавы инвесторы демонтировали, участок огородили забором. С их стороны все законно: есть договор аренды земельного участка с городом. Но это не помешало местным жителям собраться на сход – петицию городским властям о сохранении площадки подписали более 800 человек. В августе 2013 года к ним приехал «строительный» вице-губернатор Марат Оганесян. Он выслушал людей, принял их сторону и обещал восстановить детское оборудование, а строительство отменить.

При этом г-н Оганесян признавал, что у застройщика есть все необходимые для строительства документы. Выход мог бы быть мирным – предложить коммерсантам другое пятно под строительство магазина в обмен на отказ от освоения пятна на углу Науки — Карпинского.

В сентябре 2013 года детскую площадку снесли. Смольный выразил «возмущение», начал отзывать разрешения на строительство и согласования. «Елисей» стал в ответ подавать иски в арбитраж, защищая свои права. «Власти судились с ними по линиям стройнадзора, комитетов по городскому имуществу и градостроительству-архитектуре, административно-технической инспекции», – пояснил нам пресс-секретарь вице-губернатора Оганесяна Даниил Борисов.

Суды выиграли застройщики. Сейчас у них есть действующий договор аренды, но пока нет разрешения на строительство. Наш собеседник еще раз сказал, что магазина в спорном месте не будет. «Даже если последний процесс кончится и не в нашу пользу, мы что-то придумаем, мы найдем пути в правовом поле», – сказал Борисов.

Параллельно разворачивалась другая история, которая и послужила непосредственным поводом к нашей статье. На излете прошлого лета с «Елисеем» на правовом поле начали бороться и жильцы. Но в жизнь – иск об отмене договора аренды, аннулировании результатов земельных торгов – этот замысел воплотил только один человек. Самой смелой оказалась многодетная мать Оксана Королева.

«Я работаю рядовым бухгалтером, мать-одиночка. Только не пишите, что я, словно Ленин, вывела людей на массовый протест в прошлом году», – представляется она.

В сентябре 2013 года адвокат Оксаны выдвинул в суде ходатайство – наложить обеспечительные меры в виде запрета на проведение строительных работ. Суд удовлетворил ее просьбу. В марте этого года районный суд принял решение в пользу Королевой. Застройщик не смирился, перенес дело в горсуд, а тот принял прямо противоположное решение. «Елисей» победил женщину так же, как одержал победу над Смольным.

«Городской суд отказал в удовлетворении заявленных требований, установив, что собственники многоквартирного дома желания сформировать иной земельный участок под многоквартирным домом не изъявляли, а доказательств того, что земельный участок площадью 1,7 тыс. кв. м, арендуемый нашей фирмой, необходим для эксплуатации многоквартирного жилого дома, нет», – такой ответ прислал застройщик. Дальше же началось то, чего не ждали. Компания подала в суд и потребовала взыскать с Оксаны Королевой убытки.

«Если бы она просто выставила нам иск, то проблемы бы не было. Но когда она выставила ходатайство об остановке работ, то мы ее сразу же на заседании предупредили о последствиях. И потом еще несколько раз предупреждали, что если она проиграет дело, то ей придется отвечать рублем, а в ответ Королева говорила, что ей все равно, взыскать с нее нечего, лишь бы компания не строила на земельном участке, так как машины ставить негде», – такой комментарий дала адвокат Ксения Петрова, представлявшая «Елисей» в этом скандальном деле.

«Они мне насчитали 3,2 миллиона рублей, в том числе 1,3 миллиона за простой строительной техники, кроме того, фирма платит городу 261 тысячу рублей арендной платы за землю каждый квартал... Даже третий квартал прошлого года не забыли, хотя запрет был наложен, когда до его конца оставалось несколько дней», – сказала Оксана Королева.

В результате суд решил, что она должна отдать 2 миллиона рублей и еще 19 тысяч с довеском – госпошлины.

«Меня уже предупредили, что будет еще один иск, с меня собираются взыскать 125 тысяч рублей – за оплату услуг юриста, которого нанял «Елисей», чтобы со мной судиться. Все эти суммы с моими доходами не соотносятся. Кроме того, райсуд не учел, что у инвестора нет проекта планировки территории, они бы и без меня не могли начать работу. Я обязательно подам апелляцию в городской суд», – продолжила Королева.

«Я знакома с Оксаной, муниципальный юрист в курсе процесса, я надеюсь, что городской суд примет решение в ее пользу», – говорит глава МО «Пискаревка» Вера Сергеева.

Адвокат бюро «Посновы и партнеры» Юлиана Поснова (эта организация в процессе не участвовала) говорит, что юридически ситуация понятна. По Гражданско-процессуальному кодексу, если кто-то наносит вред (не только что-то ломает, но и останавливает производство руками суда), то он должен этот вред компенсировать. По закону, за работу юриста победившей стороны платит проигравший.

Получается, что в этой истории своя правда есть у каждой из сторон.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (5360) от 12.12.2014.


Комментарии