Доллар съел полшубы

В этом сезоне мировой рынок изделий из натурального меха работает в условиях роста затрат и катастрофического снижения спроса. В России, несмотря на наступившую в январе морозную зиму, дамы не спешат переодеваться в соболя.

В прошлом году, когда снег мы увидели ближе к февралю, оборот отечественного розничного мехового рынка сократился на 40%. Так что зря переживали защитники животных: экономика сделала дело сама.

Доллар съел полшубы | ФОТО Ganibal/shutterstock.com

ФОТО Ganibal/shutterstock.com

Пушистый «кошелек»

Меховую отрасль российского рынка в трудные экономические времена всегда спасало расслоение общества, характерное для нашей страны. За счет того что 10 – 15% богатых людей традиционно поддерживали продажи изделий из дорогих мехов, отечественная меховая индустрия демонстрировала хорошие результаты. Но в 2015 – 2016 гг. ситуация резко меняется: удорожание доллара и евро заставило обеспеченные слои населения экономить на дорогих «безделушках», чтобы поддерживать свой бизнес (у кого он есть) или финансировать вложения в недвижимость – надежный «кошелек» в трудные экономические времена.

По словам петербургских производителей изделий из натурального меха и кожи, нынешний кризис первый, который серьезно отразился даже на продажах товаров класса VIP, и дорогие позиции просели сильнее, чем средний сегмент. Спрос на изделия из натурального меха в северной столице снизился более чем на 50%. Даже мутоновых шубок, которые раньше шли на ура у модниц средней доходной категории, в 2015 году купили в шесть раз меньше.

Проблема в том, что стоимость мутона сравнялась с ценой дорогих норковых шуб: шкурки норки на аукционах подешевели из-за отсутствия спроса. Самая непопулярная позиция этой зимы – дубленки, которые вообще перестали продаваться из-за своей непрактичности.

Запоздавшие морозы вряд ли спасут ситуацию. Реальные доходы населения продолжают падать. А доля основных заказов приходится не на приобретение новых изделий, а на перекрой и реставрацию уже имеющихся. В этих условиях потребитель может выиграть, купив шубы и аксессуары из меха на 20 – 25% дешевле, чем в былые годы. Многие продавцы меховых изделий в этом году были вынуждены сократить объемы закупок на 40 – 50%, а некоторые и вовсе ограничили ассортимент изделиями, оставшимися с прошлого года.

Норки в норке

Россия испокон веков славилась своим мехом, но сейчас до 80% продаваемых в стране шуб и дубленок – импортные. В Петербург везут меховые изделия из Китая, Греции, Италии, Польши. Как это ни странно звучит, но у нас не хватает... сырья. Обычной норкой Россия обеспечивает себя на 30% – это около 2 млн шкурок в год. Для сравнения: Польша ежегодно производит до 8 млн шкурок.

«Несмотря на то что в России есть достойные запасы сырья (как дикого, так и клеточного), на мировом рынке наша страна играет роль покупателя готовой продукции, – подтверждает петербургский эксперт пушно-мехового сырья Елена Фролова. – Сейчас Россия обеспечивает около 4% мирового оборота пушнины. А ведь мы выращиваем соболя, норку, лисицу, песца, лисопесцовые гибриды, енотовидных собак и хорька».

Несмотря на высокий сырьевой потенциал России, отечественное производство меховых изделий находится в стадии становления. Из существующих предприятий соответствовать международным стандартам сегодня не может практически никто. На большинстве этих предприятий нет необходимого современного оборудования, ощущается дефицит квалифицированного персонала. В результате доля производимой в России одежды из натурального меха составляет всего 3%.

«Мы активно ищем отечественных производителей, но найти то, что нам нужно по качеству, не удается, – отмечает представитель сети «Снежная королева» Влада Иванюк. – Если в России кто-то и умеет шить мутон, то норку у нас шить пока не научились. Неспроста на известных фабриках Пятигорска изделия из норки шьют греки, которым помимо зарплаты работодатели оплачивают визу и проездные документы».

Наше дело

Исторически меховое производство северной столицы развивалось иначе, нежели в других городах Союза, – у нас ощущалось дыхание близкой Европы. Не случайно именно в Ленинграде проходили пушные аукционы, снабжавшие итальянских модельеров самым качественным сырьем. Аукционы проходят и сейчас, ведь соболь водится только в России. Но некоторое сырье наши фабрики везут из-за границы.

В Петербурге работает несколько меховых фабрик, которые можно разделить на две группы. Первая – наследники гигантов отрасли советских времен. Это «Рот-Фронт на Смоленке», «Ленмех» и ряд других, до сих пор выпускающие изделия серийно. По сути, речь идет о массовом производстве в современном понимании этого термина. Вторая группа – небольшие фабрики и ателье, работающие на заказ, но имеющие возможность при необходимости выпускать шубы, дубленки или шапки малыми сериями. К таким относятся фирмы «Фурор», «МКС» и пр.

«Наша фабрика является преемником легендарного бренда, – рассказывает генеральный директор компании «Рот-Фронт на Смоленке» Сергей Иванкин. – Многие мастера и специалисты предприятия имеют сорокалетний стаж работы в данной сфере. На фабрике налажен полный производственный цикл от переработки широкого мехового ассортимента российских звероводов и охотников до пошива полной линейки готовой продукции. Кстати, доля российского меха у нас доходит до 85%».

В основном продукция фабрики рассчитана на потребителей Петербурга и Москвы, хотя есть и штучные заказы из стран Европы. За российскими шубками приезжают покупательницы из Германии, Голландии, Бельгии, Швейцарии. В последнее время меховой продукцией фабрики активно интересуется Казахстан.

Здесь нужно отметить, что компаний с красивыми именами, которые называют себя меховыми фабриками, в Петербурге очень много. Но зачастую термин «фабрика» или «собственное производство» используется как приманка для покупателя. В лучшем случае под такими вывесками работают ателье, где действительно достаточно прилично шьют меховые изделия, но исключительно по индивидуальным заказам. В худшем – обычный магазин.

Примером салона-ателье является меховой дом «Марина Морозова». Меха для изделий фирма закупает на известных мировых меховых аукционах в США и Канаде, в Финляндии и Дании. Есть бухарский каракуль и гордость российского мехового производства – баргузинский соболь. Но пошив и продажа эксклюзивных изделий происходит исключительно в салоне под конкретный заказ.

«Основное направление деятельности нашей компании – пошив шуб из меха мутона, каракуля, норки, – говорит генеральный директор фабрики «Сударыня» Людмила Юрченкова. – Массовое производство у нас небольшое – две шубы в день. А с потребителем мы взаимодействуем напрямую в рамках ярмарок. Вывозим свои изделия в Северодвинск, Псков, Тихвин, но дальше, а тем более на международный рынок, выходить пока не планируем».

МЕЖДУ ТЕМ

По данным Росстата, за последние несколько лет средняя стоимость женского мехового пальто или дубленки выросла с 18 тысяч до 45 тыс. рублей. Мужские шапки из натурального меха (исключая кролика и овчину) подорожали с 1,8 тысячи до 6 тысяч руб. Шуба из настоящего русского соболя сегодня может стоить от 1 млн рублей до 1 млн долларов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 013 (5630) от 27.01.2016.


Комментарии