Девальвация по-китайски

Любители искать тайные смыслы считают август не слишком благоприятным месяцем. Нынешний уже отметился дефолтом и девальвацией. Пока успокаивает лишь, что беды это не наши.

Девальвация по-китайски | ФОТО Sergey Nivens/shutterstock.com

ФОТО Sergey Nivens/shutterstock.com

Тенденция первая – дефолт периферии. Если у Евросоюза это Греция, то у США – Пуэрто-Рико. Напомним, что это не штат, а «свободно ассоциированное государство» Карибского бассейна. За его внешнюю политику отвечает Вашингтон.

И вот оно не смогло выплатить процентный платеж на 58 млн долл. (инвесторам перечислили лишь жалкие 628 тыс. долл.). Август наступил, а держатели долга денег не дождались, пока дефолт «технический». На прошлой неделе губернатор Алехандро Гарсия Падильо сообщил, что правительство не может оплатить все долги и фактически экономика Пуэрто-Рико находится в «штопоре». Долг территории – 72 млрд долл., или 100% внутреннего национального продукта.

На прошлой неделе администрация США официально заявила, что не планирует вносить залог за Пуэрто-Рико, но готова «по мере возможности» на федеральном уровне оказывать поддержку в виде заемных средств местным властям. Правда, для этого еще надо будет договориться с конгрессом. Дело в том, что экономически остров свободен и просто так его спасать не обязаны.

Дело осложняется тем, что у Пуэрто-Рико нет собственного гражданства – у его жителей паспорта США. Многие активные граждане едут искать счастья на континент. И голоса диаспоры нужны и республиканцам, и демократам в свете скорых выборов. Остров оказался между двух стульев. Пуэрто-Рико не подпадает под защиту кодекса о банкротстве США, не сможет реструктуризовать долг, как американский город Детройт после дефолта в 2013 году. В то же время остров не может просить поддержки МВФ (как Греция), так как не является суверенной страной.

Против Пуэрто-Рико будет действовать хорошо организованная система из нескольких десятков международных инвестфондов, которые постараются выжать из острова в судах все возможное, даже если это будет означать закрытие части образовательных и социальных программ.

Тенденция вторая – девальвация. Народный банк Китая (НБК) во вторник провел самую масштабную за два десятилетия девальвацию юаня, справочный курс центробанка был снижен на 1,9%. Это на первый взгляд ничтожно мало (сравним, что делается с рублем за последние месяцы, где счет потерь идет на десятки процентов). Но начиная с 11 августа курс НБК Китая будет основан на рыночной стоимости нацвалюты на конец предыдущей сессии. Во вторник справочный курс установлен на уровне 6,2298 юаня/$1 против 6,1162/$1 днем ранее. Вдобавок нынешняя китайская девальвация – самая крупная за 21 год.

«Подобные действия денежных властей КНР смогут решить одну из главных проблем для Китая на сегодняшний день – повысить конкурентоспособность продукции страны на мировом рынке. Включение же китайского юаня в список резервных валют можно и отложить, поскольку его стоит осуществлять при условии уверенного экономического роста, который должен быть обеспечен в том числе и увеличением доходов от экспорта», – комментируют специалисты инвестиционной компании «Риком-Траст».

Главный аналитик инвестиционного департамента ВТБ24 Станислав Клещев обращает внимание, что привязка к выросшему в цене доллару стала дорого обходиться китайской экономике – опубликованные в выходные данные по торговому балансу за июль продемонстрировали резкое падение экспорта в годовом выражении, при этом совокупный объем экспорта с начала года оказался меньше соответствующих значений прошлого года.

«Нельзя забывать также о более важном для юаня событии – его перспективах стать резервной валютой. В этой связи появившуюся на прошлой неделе рекомендацию экспертов МВФ отложить включение китайского юаня в список резервных валют до осени 2016 года вполне можно рассматривать как фактор, снизивший мотивацию Китая по сдерживанию национальной валюты от ослабления», – считает он.

Однако главный вопрос, предупреждает аналитик, – сможет ли Народный банк Китая убедить рынки, что корректировка действительно разовая. В противном случае риски для мировых рынков будут только множиться.

Третья тенденция: нефтяное предупреждение. Снятие с Ирана санкций, связанных с ядерной программой страны, окажет значительное влияние на мировой рынок нефти, иранскую экономику и торговых партнеров этой страны, считает Всемирный банк.

Возвращение Ирана на сырьевой рынок приведет к появлению дополнительного миллиона баррелей нефти в сутки, что в свою очередь может вызвать падение цен на нефть на $10 за баррель в 2016 году, прогнозируют эксперты ВБ.

Но эти угрозы пока далеки. А за последние сутки баррель сорта «Брент» подорожал почти на два доллара и стоит 50,3 долл. Причина подъема котировок – слух, что страны – члены ОПЕК проведут экстренное заседание и решат-таки снизить добычу. Посмотрим, оправдается ли это предположение.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 147 (5520) от 12.08.2015.


Комментарии