Держать марку

Каждая отрасль петербургской экономики ищет точки роста даже в непростые для народного хозяйства времена. Взять хотя бы легкую промышленность, точнее – ее костяк, швейное и текстильное производство. По данным Петростата, в январе – сентябре 2015 г. наши фабрики сократили выпуск продукции на 6,5% в годовом исчислении. Но ведь в прошлом году по сравнению с позапрошлым показатели были гораздо хуже. Значит, потенциал роста имеется. Вопрос лишь в том, как мы его используем.

Держать марку  | ФОТО Maryna-Kilchytska/shutterstock.com

ФОТО Maryna-Kilchytska/shutterstock.com

Еще совсем недавно петербургские модники считали делом чести съездить за обновками на Апеннины. Отечественных производителей принимали в расчет далеко не все: ткани не те, фасоны не очень, сидит не так. Но итальянский шопинг рухнул в конце прошлого года, когда рубль резко подешевел. После этого наши модники обратили внимание и на местные магазины, не переставая задавать вопрос: «Ну почему Петербург не Милан? Такой же мегаполис, где было много швейных фабрик, а купить нечего...»

Вопрос резонный, и общая оценка потенциала верная. Дьявол, как известно, кроется в деталях. Если мы обратимся к статистике, то единственным существенным отличием двух северных столиц – Италии и России – будет вклад легкой промышленности в экономику. В Петербурге он составляет 2,5% от индустриального оборота, в Милане – намного больше. Правда, оценить его в точности сложно: в столице провинции Ломбардия «прописаны» мировые гиганты – Giorgio Armani, Gianni Versace, Dolce & Gabbana, Prada, показатели работы которых несколько приукрашивают картину миланского производства.

Итак, главное отличие мы нашли. Неужели есть что-то общее? Конечно, и в первую очередь – индустриальные флагманы. Петербург, как известно, славен судо- и машиностроением, нефтепереработкой (спасибо консолидированным группам налогоплательщиков, штаб-квартиры которых находятся у нас) и пищепромом. Индустрии моды в этом перечне нет.

Возможно, вы удивитесь, что и миланскую индустрию двигают отнюдь не кутюрье. Наибольший доход итальянской столице моды приносят автомобилестроители (Alfa Romeo и пр.), нефтехимики (Pirelli) и IT-сектор (Telecom Italia и пр.) Сюда же добавим станкостроение (лучшие ткацкие станки Старого Света), робототехнику, производство латунной арматуры для инженерных сетей и прочее, прочее... Если в обрабатывающих отраслях Петербурга заняты 15% трудоспособного населения, то в Милане и Ломбардии в целом – почти 30%.

Экскурс в сравнительную экономику двух северных столиц закончим фактом не в нашу пользу. Милан – так называемый альфа-город, который богаче Рима. Помимо промышленности там развит финансовый сектор. Петербург втрое больше Милана (без пригородов), но и втрое беднее Москвы (если считать по валовому региональному продукту и бюджету). А если сопоставить капиталы предприятий, зарегистрированных в двух столицах России, то разница будет заметнее.

Вернемся к исходному вопросу: почему Петербург не Милан по значимости и уровню развития легкой промышленности?

Гипотеза первая: у нас нет такого рынка. На первый взгляд, так и есть: Милан обшивает и обувает весь мир, а наши мастера – только Петербург и Ленинградскую область. Но это уже 7 млн жителей – большой домашний рынок. Больше, чем в Финляндии. Как говорится, есть где развернуться. Правда, наши потребители не столь платежеспособны, как жители соседней страны, но это лишь немного портит картину.

Гипотеза вторая: в Милане только придумывают дизайн, а всю ручную работу делают китайцы. Эта идея тоже не подтверждается на практике: крупные предприятия обеих северных столиц – итальянской и российской – работают по общепринятой в Европе схеме. В обоих центрах – самое сложное и ответственное производство, разработка дизайна и маркетинг. Крупносерийный выпуск – там, где рабочая сила дешевле. Так поступает итальянская Gianni Versace, так делает и наш холдинг БТК (бывший F.O.S.P.). У него на Пражской улице в Петербурге образцовая фабрика с автоматизированными линиями и учебным центром, а рядовые производства разбросаны по нескольким регионам. Так что и мы охватываем всю Россию – это к вопросу о рынке.

Гипотеза третья: климат не тот, девять месяцев в году слякоть, стильные вещи некогда носить. Но в этом и наш плюс: можно переодевать петербуржцев раз пять в году, это ли не драйвер для рынка? Добавим сюда особый стиль и тягу к классическим силуэтам и удобству, присущие петербуржцам в противовес аляповатости южноазиатского ширпотреба. Выходит, что климат нам не мешает.

Гипотеза четвертая: нет малых предприятий, как в Милане. Действительно, во всей Италии работают почти 20 тысяч предприятий легкой промышленности, большинство из них – малые семейные фирмы, о существовании которых россияне не догадываются. Но и в Петербурге гигантов легпрома можно пересчитать по пальцам одной руки, остальное – малые и средние предприятия. Не тысячи, но десятки предприятий и сотни индивидуальных предпринимателей. Причем большинство небольших фабрик появились с нуля, а не после приватизации.

Казалось бы, и эта гипотеза не подтверждается. Но именно в ней кроется реальная причина малой значимости наших швей, ткачих и обувщиков. Малый предприниматель становится производительным классом тогда, когда рождает не только материальный продукт. Ведь вещи, какими бы они ни были хорошими, быстро выходят из моды. Если отечественный бизнес не продвинется хотя бы на шаг вперед, к разработке и продвижению нематериальных активов в сфере легкой промышленности, у него не будет интереса расти в этой сложной отрасли с высокой конкуренцией.

Скажем проще: надо ценить и продвигать свои марки, придумывать технологии, которые можно запатентовать, конвертировать репутацию в «гудвил» – нематериальный капитал. Именно этого и не хватает петербургскому легпрому. У нас есть много известных в России марок, но этот список почти не расширяется.

В той же Италии свято чтут бренды, созданные столетиями. И не зря: торговые марки, репутация и разработки сами по себе стоят больших денег. У нас же предприниматели не мыслят столетиями, потому что правила игры могут измениться уже завтра. Вот почему отечественный бизнесмен – большой или малый – каждый день решает дилемму: развивать предприятие или продать его? Ведь вырученный от продажи швейной фабрики капитал выгоднее вложить в финансовые структуры или недвижимость.

Возможно, следующее поколение петербургских предпринимателей реально оценит силу бренда, и тогда модники всей нашей необъятной страны поедут на петербургскую Неделю моды с теми же восторженными чувствами, что когда-то не покидали их на миланской.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (5581) от 06.11.2015.


Комментарии