Деньги некуда девать

Минувший четверг стал днем несбывшихся надежд на финансовом рынке. Биржевики ожидали от американской федеральной резервной системы (ФРС) повышения ключевой ставки, что привело бы к укреплению доллара по отношению к евро и росту котировок некоторых ценных бумаг. Но этого не произошло, потому что мировая экономика переживает эпоху спада, и дорогие валюты (равно как и переоцененные акции, облигации и пр.) ведут к финансовым потерям их эмитентов. Читай – государств.

Деньги некуда девать  | ФОТО Романа ДЕНИСОВА/ТАСС

ФОТО Романа ДЕНИСОВА/ТАСС

В каждой избушке...

Американская экономика (самая большая в мире, если не брать в расчет завышенных оценок ВВП Китая по методике паритета покупательской стоимости валют) сейчас, как ни странно, на подъеме. Еще в прошлом году объемы промышленного производства выросли более чем на 3,2% в годовом исчислении, в этом году тенденция продолжается.

В последнее время США постепенно становятся еще и экспортером сырья (нефти и газа, в основном – сланцевого). В 2014 г. добывающая промышленность выросла более чем на 8,7%. Постепенно снижаются показатели безработицы, замедлился рост цен на жилье (после падения в 2009 г. и пика в 2011-м).

Низкие цены на нефть, с одной стороны, подрывают аппетиты сырьевиков, но с другой – трансформируются в низкие цены на бензин и ведут к росту доходов домохозяйств. Плюс создают благоприятные условия для мелкого бизнеса и автопрома, который в США до сих пор занимает увесистую долю индустриального производства.

Перед ФРС США теперь стоит одна задача – подкрепить экономический рост, перенаправив деньги с банковских счетов в реальный сектор и частное потребление. Это тот случай, когда деньги, перешедшие от крупных финансовых структур через кредиты активным потребителям, достанутся не китайскому, а американскому производителю. Сейчас избыточные банковские резервы на балансе ФРС превысили 2,7 трлн долларов (в августе 2007-го они составляли лишь 1,9 млрд долларов).

И какой резон в этом случае поднимать ключевую ставку (проценты по кредитам, которые дает ФРС коммерческим банкам для дальнейшей расфасовки на розничном рынке)? Ведь проценты по займам по ипотеке и прочим видам частного кредитования в этом случае повысятся, а значит, люди возьмут в долг меньше долларов и купят меньше домов, машин и яхт.

Сама по себе американская ключевая ставка мизерная: от 0% до 0,25% годовых для разных категорий заемщиков (федеральные фонды, банки и пр.). Однако если ее повысить, то на розничном рынке, разумеется, «процент прибавки» будет выше.


В зеркале планеты

Есть у финансовой политики американского ФРС и международный аспект. Доллар, как и евро, являются базовыми валютами мира. Вся планета вне зависимости от разговоров о переходе на новые виды резервных денег торгует в долларах и евро.

Таким образом, в мире возник уникальный тандем двух валют, кросс-курс которых определяет судьбу не только США и Евросоюза, но и мира. На наших глазах Европейский центробанк чуть-чуть девальвировал деньги Старого Света: курс евро по отношению к доллару снизился. Сейчас за евро дают 1,13 доллара. Как мы уже писали, удешевление валюты единой Европы поправило-таки экономику ЕС – даже кризисы в Греции, Италии и Испании не подкосили народно-хозяйственных устоев Старого Света.

Теперь – очередь американской валюты взять свое. «Слабый» доллар уведет капиталы с рынков развивающихся стран – даже при одинаковой прибыльности вложений акции и облигации США надежнее. Китай пока не сможет предложить глобальным инвесторам столь качественных и одновременно прибыльных в долгосрочной перспективе финансовых инструментов. Недавний коллапс на шанхайской бирже стал опасным сигналом для владельцев капитала.

Любопытно, что решение ФРС оставить ставку прежней привело к небольшому укреплению доллара на мировом финансовом рынке.


Рубль и доллар

На российский рубль колебание ставки ФРС прямого влияния не имеет: наша валюта пока не является резервной, и в рублях совершается немного сделок в международной торговле.

Однако есть косвенное влияние: чем выше ключевая ставка ФРС, тем дешевле валюты развивающихся стран (особенно – сырьевых). Инвестиции в проекты освоения шельфа и прочих месторождений полезных ископаемых становятся прибыльнее, потому что затраты в долларах становятся ниже. Зарплата, налоги и пр. изначально номинированы в рублях, которых в пересчете на один доллар становится больше. А нефть продается за те же доллары.

Партия рубль – доллар – это на самом деле «танго для троих». Этот тандем нужно дополнить нефтью, потому что курс нашей валюты зависим от дорогих или дешевых энергоносителей. Сейчас «черное золото» дешевеет, и это на руку американской экономике, которая не так зависит от выручки сырьевиков, как российская. Недорогая нефть, проданная за недорогие доллары, США интереснее. Последнее слово стоит воспринимать в исходном значении – приносящее больший барыш.

«Проблема только в том, что в мире еще не было периодов нулевых ставок длиной в 6 лет. Но самая большая проблема сегодня – даже сами центральные банки до конца не понимают, что будет при повышении ставок», – резюмировал исполнительный директор инвесткомпании «ЕвроТраст» Евгений Зандман.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (5550) от 23.09.2015.


Комментарии