Дама с заначкой

По результатам всемирного исследования самозанятости AGER, проведенного в прошлом году, 68% российских женщин положительно относятся к идее начать свой бизнес. Однако только 33% опрошенных видят предпринимательский потенциал в себе. В мире этот показатель значительно выше – 42%. Свое дело завели лишь 4% опрошенных соотечественниц. О том, что мешает россиянкам реализоваться в бизнесе, нашему корреспонденту рассказала член экспертного совета Комитета по развитию женского предпринимательства общественной организации представителей малого и среднего бизнеса «Опора России», президент благотворительного фонда «В ответе за будущее» Анна СОШИНСКАЯ.

Дама с заначкой | ФОТО предоставлено пресс-службой «Опоры России»

ФОТО предоставлено пресс-службой «Опоры России»

– Анна Львовна, в какой сфере женщины чаще ведут бизнес?

– Как правило, женщина чаще выбирает сферу поддержки семьи и детские проекты. Часто дамский бизнес – это монетизации хобби. Согласитесь, редкая женщина станет открывать какой-нибудь сталелитейный завод, хотя и такие примеры в мире есть.

Возьмем классический случай: неработающая замужняя россиянка с двумя детьми хочет начать свой бизнес. Ею движут разные мотивы: самореализация, желание выйти из замкнутого домашнего круга, сложное финансовое положение. И если она становится предпринимателем, это решает множество социальных вопросов.

Дело в том, что женщины, находящиеся в отпуске по уходу за детьми, – дотационная категория граждан. Посудите сами: как только женщина уходит в декрет, она, как правило, не участвует в экономической жизни страны. Не зарабатывает денег, не платит налогов, не копит себе пенсию, она только определенное время получает пособие от государства. Активных женщин это угнетает, и они потихоньку начинают свое дело.


– Какие основные сложности встают перед бизнес-леди в России?

– Согласно упомянутому исследованию, 33% опрошенных россиянок основной проблемой видят бюрократические барьеры, 19% хотели бы развивать только бизнес-модель с низким риском, а 52% не хватает экономического образования и бизнес-навыков.


– Какой международный опыт развития женского предпринимательства мы могли бы позаимствовать?

– За границей женщину обучают конкретным полезным вещам: навыкам презентации себя и своего товара, тайм-менеджменту, тому, как составить бизнес-план и др. В России в целом и в Петербурге в частности такие курсы тоже есть. Но в отличие от европейских школ оставить ребенка на время лекций у нас негде и не с кем. А ведь сделать это несложно: при поддержке государства можно договориться с частными детсадами, чтобы они присмотрели за детьми, пока мама занята.


– Какие изменения, на ваш взгляд, нужно внести в национальное законодательство, чтобы облегчить жизнь женщинам-предпринимателям?

– Прежде всего не должно быть никакого гендерного приоритета. Доступ к кредитованию, субсидии, налоговые льготы – все это вопросы, жизненно важные для бизнеса вообще, а для малого в особенности. И они никак не связаны с полом предпринимателя. Но специфику женского бизнеса учитывать нужно.

Например, многим малым бизнесменам было бы удобно работать в патентной системе налогообложения, когда можно оформить один патент вместо уплаты нескольких налогов. Такая система распространяется на индивидуальных предпринимателей (ИП). Но сейчас под патент попадают всего 47 сфер бизнеса, а для ведения дела нередко надо купить сразу несколько патентов на разные виды деятельности или для работы в разных регионах, что значительно увеличивает налоговую нагрузку.

Кроме того, малый бизнес часто начинается с разносной торговли, а обороты начинающих предпринимателей зачастую ограничиваются несколькими сотнями тысяч рублей. Такой объем выручки не дает возможности приобрести патент, так как получаемая прибыль не покрывает его стоимость.

Ключевой вопрос сейчас – это список видов деятельности, на которые будет распространяться новая упрощенная патентная система – без регистрации ИП или юридического лица. Эта форма регистрации имеет особое значение для микробизнеса, когда люди стремятся получить хотя бы небольшой доход за счет нерегулярных продаж. Но в представленной версии законопроекта разносная торговля отсутствует в списке, а стоимость патента, к которой добавляются фиксированные социальные взносы, может оказаться непосильной для начинающих бизнесменов.


– Но ведь гендерные различия никуда не денутся, независимо от того будем мы их учитывать или нет...

– Безусловно. И здесь, на мой взгляд, необходимо усовершенствовать законодательство для помощи самозанятости молодых мам. Сейчас, если женщина находится в декрете, она теряет все свои пособия с момента регистрации ИП. Считаю, что это просто несправедливо, ведь деньги от государства небольшие, а свой бизнес начнет приносить хоть какую-то прибыль в лучшем случае через несколько месяцев.


– А какая помощь уже оказывается государством?

– В России есть господдержка разных видов предпринимательства. Например, если свое дело открывает молодой человек (вне зависимости от пола) в возрасте до 35 лет, он имеет право на субсидию. Мама с ребенком в возрасте до 7 лет тоже имеет право на определенные субсидии (об этом есть приказ Минэкономразвития РФ от марта 2015 года. – Прим. ред.), равно как и человек, желающий заняться социальным бизнесом. Но остались категории женщин, которые не попадают ни в одну из этих программ.

Могу привести еще один гендерный пример. Традиционно «женским» считается бизнес, связанный с работой частных детских садов. При всем известной нехватке государственных детсадов в нашей стране частные решают вопрос с тем, куда пристроить ребенка, пока родители на работе. Другой вопрос, что такие сады – удовольствие недешевое. Однако, по федеральному закону «Об образовании», государство субсидирует затраты на частный детсад в случае, если в районе проживания семьи с детьми таких госучреждений недостаточно.

В России есть программы обучения начинающих бизнесменов, в том числе государственные (например, в Петербурге это «Ты – предприниматель»), программы бизнес-акселерации (где подобно бизнес-инкубатору «выращивают» новый бизнес: консультируют, позволяют на льготных условиях снимать помещение и пр. – Прим. ред.). Но обучение именно для женщин – это пока только общественные и частные инициативы.


– Повлияли ли экономические трудности на предпринимательскую активность россиянок?

– В упомянутом мною исследовании респонденты многих стран отвечали, что кризис препятствует открытию нового бизнеса. А вот в России начавших свое дело во времена экономической нестабильности было значительно больше. Наверное, в нашей стране перманентный кризис, и люди просто к нему привыкли.


– Мне кажется, что одна из главных причин, почему женщины не рвутся в бизнес, это недостаток знаний...

– Действительно, люди просто не знают, с чего начать: как зарегистрировать свое предприятие, какие налоги платить, как составить бизнес-план, откуда взять начальный капитал, чем вообще заниматься, когда ожидать первой прибыли. Не все понимают, что вести свое дело без некоторых этих этапов вообще незаконно. А начинать дело, не подготовившись, бессмысленно. Наивное ведение бизнеса чаще всего кончается неудачей, которую, впрочем, женщины переносят легче мужчин.


– Как мужчины в России реагируют на желание супруги открыть свое дело?

– Мне кажется, это зависит не от страны, а от конкретной семьи. Там, где есть взаимопонимание, муж чаще всего поддерживает жену в ее начинаниях. Но, как правило, мужчина начинает смотреть с интересом на то, чем занимается его жена, только тогда, когда видит, что это дело приносит реальную прибыль. Например, пока супруга распространяет по подружкам помады и лаки, муж относится к этому как к прихоти. Но как только появятся первые деньги, он тут же подключается к процессу.


– Организовывая свое дело, женщина становится его руководителем. Многие мужчины-подчиненные относятся к этому с неодобрением...

– Если женщина лидер, если она умеет управлять своей организацией, то пол начальника не имеет значения. По моим наблюдениям, женское руководство выгодно отличается от мужского: леди-босс мягче, больше ценит человеческие отношения, чаще прислушивается к нужным сотрудникам, тоньше и быстрее реагирует на нужды коллектива. Причем в любой сфере.

Мужчины сильнее сфокусированы на бизнесе, а женщины – на процессе управления коллективом. Хотя, конечно, женщины более эмоциональны. Но мой личный опыт показывает, что работать под руководством женщины проще. Если она человек достойный, это по определению не может быть нервная дама, которая не знает, чего хочет. Кроме того, если в компании, пусть и маленькой, есть корпоративная культура, то все работает вне зависимости от пола руководителя.


– Расскажите про женщин, которые реализовали авторские проекты.

– В нашей общественной организации активно работает Евгения Белонощенко – мама пятерых детей, основавшая международную франчайзинговую сеть «Бэби-клуб». Это пространство, в котором специалисты развивают 10 видов интеллекта малышей.

Еще одна наша соотечественница – Анна Тихомирова – придумала и реализовала проект «Детский книжный автобус «Бампер». Это детская книжная студия на колесах, которая привозит тщательно отобранные детские книги юным читателям разных городов России. Здесь можно не только купить или просто почитать книги, но и поучаствовать в разнообразных просветительских программах, интересных встречах, литературных и художественных мастер-классах, получить консультацию книжного психолога. И таких примеров в нашей стране становится все больше.

КСТАТИ

По информации Федеральной налоговой службы, на 1 августа минувшего года в едином Госреестре было зарегистрировано 3,51 млн ИП – это на 2,6% больше, чем в начале 2015-го. По данным Минэкономразвития, 27% индивидуальных предпринимателей – женщины.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 036 (5653) от 02.03.2016.


Комментарии