Чудеса бензоколонки

На минувшей неделе весь мир пытался извлечь выгоду из падения котировок. На распродаже дешевого товара можно обогатиться дважды: обеспечив себя сырьем на долгие годы вперед или вложиться в производство того, что быстро раскупят в ожидании будущей выгоды. Именно это и определило основные тенденции недели.

Чудеса бензоколонки  | ФОТО Sergey Nivens/shutterstock.com

ФОТО Sergey Nivens/shutterstock.com

Тенденция первая: нефтяной бенефис. Во вторник, 1 сентября, цены на нефть колебались вокруг отметки 53,2 доллара за баррель сорта «Брент». Рост цен за три последних рабочих дня августа (прибавка за неделю 10,4 доллара от отметки 42,8 доллара) оказался рекордным с начала 1990-х годов.

На прошлой неделе президент Венесуэлы Николас Мадуро предположил, что экспортная нефть из этой страны подешевеет до 30 долларов за баррель. «Мы смотрим, сможет ли альянс ОПЕК и России достичь чуда стабилизации цен», – сказал Мадуро. Впрочем, маленькая страна с галопирующей инфляцией и распределением еды по карточкам вряд ли может определять векторы глобального развития.

При этом некоторые чудеса все же происходят. Например, небольшой рост нефтяных котировок на фоне разговоров о выбросах сырья на рынок. Инвестиционная компания Уоррена Баффетта Berkshire Hathaway купила за 4,5 млрд долларов 10,8% акций нефтеперерабатывающего завода Phillips-66. Баффет не просто один из богатейших людей планеты, он – гуру инвестиций. Если он вложился «в бензин», значит, уверен в росте его цены.

А вот российское чудо: несмотря на снижение цены «черного золота», стоимость бензина и дизтоплива на отечественных заправках не снизилась. Неужели на фоне дешевеющего рубля продавать на экспорт стало так выгодно, что НПЗ отправили весь свободный бензин за границу?

Тенденция вторая: фондовый рынок России вступил в пору зрелости. Одному из основных индикаторов биржи – индексу РТС – 1 сентября 2015 года исполнилось 20 лет. Напомним, считается он, исходя из цен на акции крупнейших национальных АО, причем цены эти выражены в валюте. Значение индекса на 1 сентября 1995 года принято за 100 пунктов.

В 1998 году в стране случился дефолт. 5 октября того года РТС поставил антирекорд 38,53 пункта. Дешевле российские акции никогда не стоили (период неорганизованного рынка – уличных котировок, раздачи ваучеров и ценных бумаг работникам предприятий – не в счет). Но за провалом 1998-го последовало выздоровление. Наибольший годовой рост индекса был зафиксирован в 1999 году, когда он составил 197%.

Максимального значения индекс РТС достигал 19 мая 2008 года – 2487,92 пункта. Ну а потом – последствия перегрева в США, снижение нефти... В общем, сегодня индикатор РТС «весит» около 830 пунктов. Так что покупка даже самых надежных акций не всегда приносит прибыль. Но это еще полбеды. Беда, когда покупать их берутся люди, которые не хотят понимать эту простую истину.

Тенденция третья: неожиданная прибыль. До сих пор не очень понятно, с какими финансовыми результатами закончат год российские экспортеры. С одной стороны, девальвация рубля компенсирует глобальное снижение цен на нефть и металлы; с другой – сырьевые корпорации в былые годы набрали массу займов на Западе, отдавать которые придется в валюте. И не всем повезет найти такого партнера, как Сбербанк, который готов выкупить кредитные долги по сходной цене.

Пока имеем вот что: чистая прибыль «Газпрома», по международным стандартам финансовой отчетности, в I полугодии 2015 года выросла на 49% – до 691,3 млрд рублей, говорится в сообщении компании.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (5535) от 02.09.2015.


Комментарии