Бюджету предписан только рост

Лет десять назад, когда автор этих строк впервые переступил порог комитета финансов Санкт-Петербурга, главной новостью городского бюджета стало преодоление им психологической планки 400 млрд рублей в год. Уже не за горами 600-миллиардный рубеж, но приоритеты бюджетного процесса остались прежними: метро, мосты, дороги, социалка и спорт глобального масштаба. В этом году в городские финансы вернулось уже подзабытое явление - размещение Петербургом облигаций на фондовом рынке. Причем город сразу стал играть по-крупному, анонсировав эмиссию на 45 млрд рублей. Впрочем, даже такой заем не испортит реноме северной столицы как экономически устойчивого субъекта Федерации - одного из немногих в России.

Бюджету предписан только рост | Иллюстрация Thomas Reinchhart/shutterstock.com

Иллюстрация Thomas Reinchhart/shutterstock.com

Разложить казну по полочкам

Теперь, собственно, о городской казне. Окончательный вариант проекта бюджета Петербурга на 2018 год и на плановый период 2019 - 2020 гг. правительство северной столицы рассмотрит 10 октября. По всей видимости, правок в опубликованный проект документа будет уже немного. Доходы Петербурга на следующий год определены в сумме 538,6 млрд руб., расходы - на 587,5 миллиарда рублей. Дефицит в размере 48,9 миллиарда является близким к предельному - это 9,2% доходов мегаполиса. Изменения в федеральные законы ограничили размер «дыры» в бюджете субъектов Федерации в 10% от собственных доходов.

Разберем миллиардные статьи бюджета по пунктам. В 2018-м на развитие транспортной системы город потратит 120,7 млрд рублей, в том числе на развитие метро - 26 миллиардов. Немалые средства будут отпущены в виде субсидий общественному транспорту: 18 млрд руб. - метрополитену, 8,3 миллиарда - «Горэлектротрансу» и 7,9 млрд руб. - «Пассажиравтотрансу».

В общей сложности расходы города на поддержку общественного транспорта достигнут 38 млрд рублей - на 9,2 миллиарда больше, чем в 2017-м. Странного в этом ничего нет: все мы знаем, каким станет год 2018-й. Выборным, поэтому поднимать цены на проезд городские власти не станут. Если говорить о 18 миллиардах на метро, то схожие суммы перечислялись петербургской подземке и в прежние годы. Наше метро, как и большинство «сабвеев» мира, планово - убыточное. Но метрополитен - ключевой объект транспортной инфраструктуры, от содержания которой город не отстранится никогда. Кстати, в текущем году федеральный центр выделил на развитие петербургского метро 4,3 миллиарда рублей.

«В следующем году мы должны ввести в эксплуатацию несколько станций метро, - пояснил председатель комитета финансов Алексей Корабельников. - Надо открыть станции «Беговая» и «Новокрестовская» третьей линии и три станции Фрунзенского радиуса - до «Шушар». Но необходимо идти дальше, поэтому на строительство Красносельско-Калининской линии в следующем году впервые заложены 7,4 млрд рублей. Также увеличены расходы на Лахтинско-Правобережную линию».

Помимо развития инфраструктуры в следующем году возрастут расходы города и на социальную сферу. Так, на госпрограммы по образованию будут ассигнованы 131,8 млрд рублей, на здравоохранение - 91,7 миллиарда, на соцподдержку горожан - 71,5 млрд руб. Еще 36,8 млрд руб. пойдет на обеспечение горожан доступным жильем и коммунальными услугами.

Поля чудес и перспектив

Пожалуй, самый интересный раздел бюджета Петербурга - его адресная инвестиционная программа (АИП), в которой указаны ассигнования на строительство городских объектов. Ознакомимся с АИП и мы.

В 2018 году инвестпрограмма северной столицы «потянет» на 88,7 млрд рублей - это чуть больше, чем в 2017-м. Крупнейшим распорядителем средств станет комитет по развитию транспортной инфраструктуры - он освоит 41 млрд рублей, в том числе на строительство дорог 15 миллиардов. Ключевыми объектами значатся продление Софийской улицы, Поклонногорский путепровод и подходы к нему, набережная Макарова с мостом через Смоленку и мост через остров Серный. Будет реконструирована и набережная Адмирала Лазарева с выходом на Леонтьевский мыс.

Первые 170 млн рублей наконец-то будут отпущены на продление проспекта Ветеранов до проспекта Буденного (это граница Красносельского и Петродворцового районов). Напомним, что об этой существующей пока в виртуальном мире магистрали мы писали не раз. На полях бывшего совхоза им. Ленина строится большой жилмассив, большинство домов которого имеют адреса по проспекту Ветеранов. При этом самого проспекта нет, и жители новостроек вынуждены и в снег и в зной идти до улицы Пионерстроя по узкой тропинке.

Красносельскому району в следующем году повезет еще пару раз: средства выделены на реконструкцию Гореловского путепровода и трассы «Нарва» от станции Лигово до границ Петербурга.

Как мы уже отметили, более 7 миллиардов рублей заложено в бюджете-2018 для начала реальных работ по строительству Красносельско-Калининской линии метро. Правда, речь пока идет о коротком участке от станции «Юго-Западная», рядом с которой появится метродепо, до «Путиловской» с переходом на станцию «Кировский завод». Но и это важно для жителей Юго-Запада, которые под землей смогут миновать хронические пробки на проспекте Маршала Жукова.

На подготовку инженерной инфраструктуры промышленных зон городская казна потратит 1,5 млрд руб.

Скажем сразу: денег хватит не всем. Так, на вагоны метро в следующем году не пожалеют лишь 3,9 млрд руб. (в 2017-м отпустили

2,4 миллиарда), троллейбусов закупят на 82 млн рублей, а не на 2 миллиарда, как в году текущем. Зато на автобусы ассигновано 2,4 млрд рублей - чуть меньше, чем в 2017-м. На трамваи оставили лишь 300 млн рублей.

Зарплаты генерируют доходы

Нет ничего странного в том, что простым горожанам интереснее вникать в расходную часть бюджета, откуда можно узнать, что будет построено в том или ином районе. Однако никаких инвестиций не будет, если прекратится приток денег в казну. И, как выясняется, многое здесь зависит от нас с вами.

Два столпа финансового благополучия Петербурга - это налоги на прибыль предприятий и доходы физических лиц (НДФЛ). В 2018 году самый стабильный из них - НДФЛ - должен принести городу 248 млрд рублей. Налог на прибыль организаций даст 153 миллиарда. Прирост по этим видам податей по сравнению с 2017-м планируется на уровне 10 и 8%, соответственно. Таким образом, именно зарплата горожан генерирует основную доходную базу городской казны.

Но и тут есть свои «передовики». Если средняя по Петербургу зарплата в июле текущего года (более свежих данных пока нет) составила 53,6 тыс. рублей, то в добывающих отраслях городской экономики - аж 576,3 тыс. руб. Никакого фокуса (откуда в мегаполисе месторождения нефти и газа?) здесь нет, просто сказался эффект переезда в северную столицу структур «Газпрома» с их столичными зарплатами. Не исключено, что доходы сырьевиков и дальше будут увеличивать налогооблагаемую базу в Петербурге.

В заключение вернемся к упомянутой нами теме, связанной с поступлениями в казну. А именно - привлечению на финансовом рынке 45 млрд рублей. По сути, это палка о двух концах: с одной стороны, город бесперебойно финансирует стратегические стройки. С другой - на те же 45 миллиардов рублей возрастает городской долг, что по нынешним временам нежелательно. Не перейдет ли Петербург из регионов-«отличников» в разряд потенциально проблемных?

«И у нас, и у Минфина есть твердая уверенность в том, что выпуск облигаций никоим образом не скажется отрицательно на рейтинге Петербурга, - резюмировал Алексей Корабельников. - Проблемы возникли у субъектов Федерации, которые кредитовались в коммерческих банках. У Петербурга таких долгов не было и нет».

#бюджет #приоритеты

Комментарии