Главная городская газета

Бюджетные маневры

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Экономика

Гостевым «скворечникам» быть

Компания, которая, предположительно, может быть связана с бывшим вице-губернатором, получит 8,7 га земли в Курортном районе за 71,6 млн руб. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил исковые требования ООО «Инвестиционно-строительное управление-19» (... Читать полностью

Неделя на биржах: доллар снова на коне

В минувший понедельник торги открылись с отметки 1150,5 пункта по РТС, а в пятницу завершились на уровне 1117 пунктов. Максимум периода (1157,8 пункта) пришелся на понедельник, минимум (1115 пунктов) - на пятницу. Читать полностью

Инвестклимат: Петербург поднялся на четвертое место

Северная столица вошла  в пятерку регионов с самым благоприятным для бизнеса климатом. Таковы результаты инвестиционного рейтинга Агентства стратегических инициатив (АСИ). Читать полностью

Эльвира Набиуллина: главное - удержать инфляцию

В Петербурге состоялся XXVII Международный финансовый конгресс - второй по важности событий в городе после Международного экономического форума. Подробности - в нашем специальном материале. Читать полностью

Банк «Воронеж» запутался в схеме

Приказом Банка России от 15 июня 2018 года отозвана лицензия АО «Банк «Воронеж». Он зарегистрирован в одноименном городе, но пострадают и клиенты в Северной столице. Читать полностью

Цивилизация в Рощино пришла с мундиалем

Как чемпионат мира по футболу изменил жизнь отдельно взятого поселка. Читать полностью
Бюджетные маневры | ФОТО NATALIA61/shutterstock.com

ФОТО NATALIA61/shutterstock.com

Петербург не только самый большой город на Северо-Западе, но и крупнейший хозяйствующий субъект этой территории. Его выручка – доходная часть казны – сомасштабна обороту сырьевых корпораций России. Как и бизнес-структуры, город в течение года меняет финансовые ориентиры, что выражается в корректировках бюджета. В мае параметры казны изменились в минус: план по доходам сократился с 419 миллиардов до 396 млрд руб., расходов – с 474 миллиардов до 450 млрд рублей.

Занять по минимуму

Если говорить о бюджете, то петербуржцев больше всего волнуют несколько моментов. Самый острый – дефицит казны, воспринимаемый горожанами как неспособность финансистов свести концы с концами. На самом деле для городов и государств «бюджетная дыра» явление тривиальное. Везде – вне зависимости от величины и статуса – желаемые расходы будут превышать реальные доходы. Надо строить дома, школы, дороги, метро и пр.

Дефицит петербургской казны в этом году запланирован в размере 53,9 млрд рублей. При подготовке первой версии бюджета предполагалось, что всю эту сумму придется покрыть заимствованиями. Сейчас комитет финансов полагает, что в долг северная столица возьмет 15 – 20 млрд рублей. Окончательная картина станет ясной только осенью, когда возможна еще одна корректировка городского бюджета.

Параметры петербургской казны традиционно считались эталонными – несмотря на дефицит, размер которого сопоставим с бюджетом какого-нибудь небольшого субъекта Федерации. Но законом установлены ограничения только по объему заимствований – не более 15% от доходной части казны. В нашем случае это правило соблюдается.

Любопытно, что инвесторы охотно дали бы Петербургу в долг – у города высокий кредитный рейтинг. Недавно агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги Петербурга в иностранной и национальной валюте на уровне BBB-, краткосрочный рейтинг в иностранной валюте на уровне F3 и национальный долгосрочный рейтинг на уровне AAA(rus). Это, по мнению экспертов, отражает низкий уровень долга и приемлемые показатели исполнения бюджета.

«Петербург на общероссийском фоне выглядит хорошо, – подтвердил председатель комитета финансов Алексей Корабельников. – Но это и плохо: дешевые межбюджетные кредиты нам получить сложнее. Пока мы планируем занять у федеральной казны 1 млрд рублей (на всю Россию выделено 310 млрд руб.). Еще 1,5 миллиарда зарезервировано для Петербурга на погашение государственных облигаций в качестве компенсаций по переданным городу государственным полномочиям – например, обеспечение квартирами ветеранов».


Две партии одной казны

В бюджетной теме петербуржцы разделились на два лагеря: те, кто считает необходимым расходовать городские деньги на развитие инфраструктуры, и те, кому ближе рост социальных ассигнований. Ни в одном мегаполисе мира эти две партии еще не пришли к консенсусу.

Вот и в северной столице весть о сокращении в 2015 году Адресной инвестиционной программы (АИП) почти на 21 млрд руб. (до 74 миллиардов) у многих вызвала, мягко говоря, непонимание. Метро не хватает, дороги плохие, развязки строятся медленно – а тут еще бюджетный секвестр.

«При сокращении АИП мы применили экспертный метод и выяснили, что реально ввести в строй в этом году, а что – нет, – рассказал глава комитета финансов. – В результате мы не только сокращали число объектов, но и увеличили их на 5 школ, которые будут построены не в 2016-м, а в этом году».

Больше всего петербуржцев волнует строительство подземки. Что объяснимо, учитывая слабое покрытие сетью метро «спальных» районов. Когда в прошлом году верстался бюджет-2015, туда были заложены 3,9 млрд рублей на продление Невско-Василеостровской линии. То есть город был готов финансировать стройку за свой счет, хотя просил на это денег у федералов. Когда средства все же поступили в петербургскую казну, на 3,9 млрд рублей были урезаны расходы города на метростроительство. «Разве нельзя было перенаправить эти миллиарды на другие объекты подземки?» – спрашивали наши читатели.

«Даже если бы мы решили перераспределить ассигнования, это не получилось бы сделать, – пояснил Алексей Корабельников. – Ведь под эти 3,9 миллиарда нет другого утвержденного Росгостехэкспертизой проекта, без которого финансировать объект мы не имеем права. Средства осели бы переходящим остатком на следующий год, только увеличив процент неисполнения бюджетных расходов».


За свой счет

Характерной особенностью последних двух лет стала отзывчивость федеральной власти на просьбы петербургских властей выделить некоторую матпомощь на строительство инфраструктурных объектов. В рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года Москва впервые за постсоветские годы выделила средства на строительство метро в Петербурге. В прошлом году получено около 2 млрд рублей, в этом – 3,9 миллиарда. Частично из федеральной казны финансируется возведение элементов транспортного обхода центра нашего города (например, путепроводов).

Однако главный объект мундиаля – стадион на Крестовском острове – северная столица до сих пор строит за свой счет. Смета расходов уже сопоставима со стоимостью новой ветки метро.

В любом случае размеры поступлений из центра в петербургскую казну будут несопоставимы с общими расходами на инфраструктуру. По первоначальной версии корректировки бюджета, только на крупнейшие объекты метростроения город в этом году потратит около 15 млрд рублей – почти столько же, сколько и в прошлые годы. Правда, в окончательной версии корректировки ассигнования на метро сократились еще на 3,1 млрд руб.

Теперь самое важное – оценить устойчивость экономики города. В результате корректировки петербургского бюджета план сбора доходов существенно уменьшен. По одному только налогу на прибыль 10 – 15 миллиардов придется выплатить из казны, согласно декларациям о возврате средств, переплаченных налогоплательщиками в 2014 году. Платили авансом, а по факту сработали хуже.

Сейчас прогноз развития экономики Петербурга позитивный. По данным Петростата, в I квартале 2015 г. поступления по налогу на прибыль организаций в городскую казну выросли на 13,7% в годовом исчислении, по налогу на доходы физлиц – на 8,4%. Если не вмешаются внешние факторы и предприятия региона не пойдут по пути банкротства, к концу года налоговые поступления могут вырасти.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook