Бумага против цифры

Скоро мы станем свидетелями грандиозного эксперимента в информационно-техническом пространстве России. Это непосредственно коснется всех владельцев недвижимости в нашей стране. В 2017 году в единую базу сливаются Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимость. Вместо них будет создан Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Но это не все новшества: еще больше сделок купли-продажи квартир, домов и земельных участков будет проводиться в электронной форме. О том, почему это удобнее, дешевле и безопаснее «бумажного варианта», заместителю главного редактора «СПб ведомостей» Александру ВЕРТЯЧИХ рассказал заместитель руководителя управления Росреестра по Санкт-Петербургу Дмитрий ЕЛЬКИН.

Бумага против цифры | ФОТО Руслана ШАМУКОВА/ТАСС

ФОТО Руслана ШАМУКОВА/ТАСС

- Дмитрий Владимирович, расскажите поэтапно о механизме электронной сделки купли-продажи недвижимости?

- Первый этап любой сделки это составление и подписание правоустанавливающего документа - договора купли-продажи. Закон предусматривает два пути: составить такой контракт в простой письменной форме с последующей подачей его и сопутствующих документов (согласие супруга и пр.) в МФЦ, откуда бумаги уйдут в Росреестр на регистрацию. Эта привычная многим процедура к электронной регистрации отношения не имеет.

Однако можно сделать по-другому. С 1 июня 2015 года Росреестр начал прием документов на регистрацию прав в электронном виде. Чтобы зарегистрировать право на недвижимость с помощью электронного сервиса, необходимо заполнить на портале Росреестра заявление и прикрепить необходимые документы. Преимущества такого способа очевидны: можно выбрать удобное время и место, срок проведения государственной регистрации прав сокращен, кроме того, размер пошлины меньше на 30%. Все отправляемые через электронный сервис документы, включая заявления, должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью.

Второй способ подачи документов в электронном виде - чтобы оформить договор, обратиться к нотариусу. Но в ряде случаев без него вообще не обойтись: при продаже долей в общей долевой собственности (сюда относятся, например, комнаты в коммуналках), а также если продавцами выступают несовершеннолетние. Визит к нотариусу все же придется совершить лично, а не «виртуально».

Уже сейчас большая часть нотариальных сделок проводится в электронном виде. Нотариус наделен полномочиями преобразовывать бумажные документы в электронный вид (сканировать их и подписывать своей электронно-цифровой подписью - ЭЦП) для последующего использования в электронном виде, в том числе и в Росреестре. Все нотариусы имеют ЭЦП, которой заверяются первичные документы, поданные в электронном виде. Кроме того, нотариус обладает правом и обратного преобразования электронного документа в бумажный вид.

- Кстати, что такое электронно-цифровая подпись и как она выглядит в натуре?

- ЭЦП это уникальный набор символов, а его физическая оболочка - любой электронный носитель, будь то жесткий диск компьютера или сервер. Но самый распространенный «облик» ЭЦП - обычная флешка. Сейчас стали появляться ЭЦП на специальных носителях, но их доля пока мала. Электронно-цифровая подпись выдается сертифицированными организациями - удостоверяющими центрами (это могут быть и банки, и госучреждения, и частные компании) на срок до одного года и может использоваться многократно. Получение ЭЦП - услуга платная, стоит она 1 - 1,5 тыс. рублей.

ЭЦП позволяет владельцу заверять любые сделки в электронном виде, не предъявляя паспорт. Это делает удобным регистрацию сделок купли-продажи квартир и домов, расположенных в других регионах России. Например, недавно мы оказывали методическую помощь заявителям и коллегам в Севастополе при проведении сделки купли-продажи в электронном виде, когда продавец и покупатель недвижимости петербуржцы, а сам объект недвижимости расположен в Севастополе.

- Насколько безопасно пользоваться электронно-цифровой подписью без предъявления паспорта?

- Подделать ЭЦП в отличие от паспорта и других бумажных документов практически невозможно. «Практически» - значит, что на современных ЭВМ хакеру придется подбирать ключ примерно тысячу лет. В ЭЦП используется принцип асимметричного шифрования - это когда зашифровать подпись может любой, а вот расшифровать (воспользоваться) - только владелец.

- По сути, наша ЭЦП реализует тот же принцип, что и ID-карта, которой активно пользуются жители соседней Эстонии?

- Именно так. У нас тоже было бы целесообразно ввести единую электронную карту на все случаи жизни: для заверения сделок, общения с государственными структурами и т. п. Я надеюсь, что в скором времени Минкомсвязь сделает так называемый электронный паспорт, который навсегда снимет проблемы с подачей документов в регистрирующие органы. Ну и, конечно, выполнит много других функций.

- Электронный документооборот подразумевает оперативный обмен информацией между ведомствами - например, Росреестром и судами...

- Пожалуй, лучше всего налажен обмен с налоговой службой. Они оперативно получают сведения о смене владельцев недвижимости. С петербургским комитетом имущественных отношений мы общаемся только в электронном формате. Сейчас наладили контакт с Федеральной службой судебных приставов, чтобы оперативно получать данные по арестам имущества. Работаем с МВД, чтобы иметь возможность быстро проверить паспортные данные заявителей.

- Итак, мы рассказали, с чего начинается электронная сделка, что такое ЭЦП. Теперь объясним, что происходит с электронной информацией в недрах Росреестра?

- Составленные и заверенные в электронном виде документы приходят в наш «цифровой шлюз». Наши специалисты выполняют входной контроль данных. На этом этапе, кстати, иногда мы выявляем технические ошибки в документах и направляем их на переделку. Если все нормально - сделку регистрируем.

До последнего времени база данных по Петербургу хранилась на сервере в нашем управлении. Должен отметить, что северная столица считается в России пионером по разработке и внедрению безопасных баз данных. Например, еще до появления Росреестра, когда было Городское бюро регистрации (ГБР), наши инженеры внедрили простую и надежную систему, на смену ей пришла сегодняшняя база ЕГРП. В 2017 году единая база ЕГРН, одна для всей страны, будет находиться в Подмосковье.

Там на основе национального исследовательского центра «Курчатовский институт» создается один из крупнейших в мире дата-центров, где будет надежно храниться информация всех федеральных ведомств, в том числе и Росреестра.

- Не будет ли опрометчиво на фоне роста террористической угрозы свозить все данные по недвижимости россиян в одну точку?

- Я думаю, что внешние угрозы были разработчиками учтены. Что касается киберугроз, то в новом дата-центре будет реализована так называемая система виртуализации. На сегодня это самая надежная технология. Я с 17 лет работаю в IT-сфере, поэтому, не вдаваясь в технические подробности, могу заверить: внедряемая Росреестром система максимально надежна и безопасна.

- Будут ли создаваться резервные копии ЕГРН?

- Конечно, мы и сегодня копируем данные ежедневно. Полное резервное копирование базы данных производится не реже 1 раза в неделю.

- Перейдем к финальной части описания электронной регистрации недвижимости. Наши читатели опасаются, что теперь у них не будет бумажного свидетельства, а вместо него они по электронной почте получат некий файл - выписку из ЕГРП (ЕГРН). Насколько «авторитетен» этот документ?

- Это два файла, которые необходимо один раз сохранить на компьютере и ни в коем случае не редактировать и не пересохранять их, потому что файл-подпись четко привязан к оригинальному файлу. Если соблюсти эту формальность, электронная выписка из ЕГРН будет защищеннее бумажного свидетельства. Которое, как и любой другой документ на физическом носителе, в наши дни можно легко подделать. А если вдруг нужна бумага - нотариус, проверив ЭЦП, распечатает выписку и заверит своей печатью.

Что касается отмены выдачи свидетельств о регистрации прав собственности, то в связи с изменениями, внесенными в законодательство, с 15 июля 2016 года вместо свидетельства после проведения регистрационных действий выдается выписка из ЕГРП. Со временем все привыкнут, что главным и единственным доказательством существования зарегистрированного права является запись в государственном реестре. А выписка из реестра только подтверждает это в электронном или бумажном виде.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (5834) от 21.11.2016.


Комментарии