«Большой брат» возьмет всю кассу

В Ассоциации банков Северо-Запада (АБСЗ) прошел «круглый стол» «Интернет-банкинг сегодня и завтра», в подготовке которого участвовали порталы www.finance.ru и www.spbIT.ru. По сообщению президента АБСЗ Владимира Джиковича, Центробанк поддерживает внедрение технологии современного цифрового обслуживания и уже в 2018 году собирается внедрить дистанционную идентификацию клиентов коммерческих банков. В этом проекте помимо Банка России участвуют Минкомсвязи и Росфинмониторинг. Предполагается, что биометрические данные клиентов - фото и голоса - занесут в единый реестр.

«Большой брат» возьмет всю кассу | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Плюс-минус транзакция

«Все понимают: за современными технологиями будущее. Недалек день, когда привычные банки уйдут в прошлое, их функции будет выполнять большой компьютер, финансовый «Большой брат», - пошутил Владимир Джикович.

Действительно, год за годом банковских офисов на улицах становится меньше. И дело не только в том, что слабые кредитные организации уходят с рынка. Все более заметен технологический фактор: рутинные финансовые операции переводят в виртуальное пространство. Сегодня в Петербурге на 100 тыс. клиентов 32 отделения, для сравнения: в 2013 г. на то же число петербуржцев требовалось 40 банковских офисов.

Главный редактор портала www.spbIT.ru Александр Янкевич констатировал, что интернет-банкинг - один из видов дистанционного банковского обслуживания и этот сегмент интенсивно растет. По данным аналитиков, в 2014 году физическими лицами по этим технологиям в стране было перечислено 1,7 трлн руб. и 93 млн транзакций. В 2016-м - уже 2 трлн руб. и 80 миллионов транзакций. У предприятий эти показатели за указанные годы составили 351 трлн руб. и 392 трлн руб.; 750 и более 1 млрд транзакций, соответственно. На Северо-Западе России на Интернет приходится 15 - 20% транзакций.

Аналитик агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин представил свои данные, хотя и признал, что они чуть расходятся с официальными. Банк России насчитал в стране счетов с дистанционным доступом: физических лиц - 160 миллионов, юридических - 4 миллиона. Агентство полагает, что число таких клиентов де-факто меньше, но эксперт обратил внимание, что агентство учитывает лишь активных пользователей, без «мертвых» счетов. Активными оказались 63,5 млн счетов физических и 4,3 млн юридических лиц.

«Главное, что наблюдается активный рост, - заметил аналитик. - В 2015 г. реальными пользователями интернет-банкинга были 45 млн граждан и 3,7 млн юрлиц».

По мнению экспертов, развитию электронного банкинга способствует распространение смартфонов и сетей мобильной связи 3G и 4G. Плюс активное продвижение инновационных продуктов самими банками. Топ банков по интернет-банкингу несильно отличается от общего рейтинга по клиентам. Основные игроки занимают в совокупности почти три четверти рынка: Сбербанк, ВТБ 24, «ТКС Банк», «Русский стандарт», Альфа-Банк, Банк Хоум Кредит, ВТБ Банк Москвы.

В мобильном банке в 2015 году было 15,3 млн активных пользователей-граждан и 400 тысяч предприятий, а по итогам 2016-го - 35,9 млн и 900 тыс., соответственно. По игрокам картина повторяет Интернет. Только степень концентрации выше - на лидеров приходится почти 80%. Малым банкам сложнее развивать мобильные приложения. Также в этом сегменте «видимые» доли рынка занимают небанковские организации.

Цифровое воровство

Важнейшая проблема при использовании мобильного банкинга - безопасность операций. Использование уникального абонентского номера не обеспечивает абсолютной надежности - злоумышленники могут клонировать SIM-карту. Известны также попытки получить доступ к данным через фальшивые базовые станции.

По данным Лаборатории Касперского, в III квартале прошлого года приблизительно 4,2% российских пользователей персональных компьютеров и 3% - мобильных устройств были атакованы банковскими троянами.

Представители банков рассказали о шагах их кредитных организаций по продвижению бизнеса и защите переводов. Например, количество активных клиентов интернет-версии Сбербанк онлайн выросло с января по октябрь 2016 года на 311 тысяч человек - до 1,7 миллиона.

Заместитель директора Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка по розничному бизнесу Дарина Хохлушина отметила, что на онлайн-операции по депозитам приходится уже 1% транзакций, а в структуре оборота они достигли уже 32%.

Душевность в цене

Как отметили участники «круглого стола», совершенствование интернет-приложений дает возможность нашим клиентам развивать личное финансовое планирование. И вот тут-то виртуальное пространство не всегда в помощь, ведь обсуждать с менеджерами свои финпланы (особенно на крупные суммы) клиентам удобнее при личном общении, так сказать, тет-а-тет. Посему банкиры считают, что классические офисы останутся и в нашем веке.

Представитель банка ВТБ 24 Иван Макаров подтвердил, что поток клиентов в банковских офисах сократился почти на 20%, но самих клиентов меньше не стало. Просто они переходят на дистанционное обслуживание, и теперь нагрузка по операциям на сумму до 50 тыс. руб. упала в 1,3 раза. Значит, сотрудники сэкономят время для более важных работ.

Эксперты согласились, что интернет-ресурс - это лицо современного банка. Раньше таковым считались архитектура головного офиса банка и дизайн-стиль его филиалов. Теперь же клиенты все чаще выбирают банк по качеству работы его мобильного приложения. И уже сложно сказать, кто сейчас более продвинут: банки или их клиенты.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии