Битва за киловатт

По информации городского комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка, сегодня в Петербурге работают около 370 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса. Более 40% индивидуальных предпринимателей и небольших фирм занимаются торговлей, 20% – операциями с недвижимостью и 8% – производством. Всем им в следующем году придется туго: удешевление рубля снизит покупательскую активность граждан. А ведь именно они являются основными клиентами малого бизнеса. Вдобавок к этому усилится напор монополистов, которые не упустят возможности подмять под себя всех, у кого не накоплен солидный финансовый резерв на «черный» день. Наконец, последний удар по мелким производственникам могут нанести энергетики, если не упростят процедуру подключения к сетям.

Битва за киловатт | ФОТО Станислава КРАСИЛЬНИКОВА/ТАСС<br>Накал страстей, который наблюдается в сфере распределения энергомощностей, похож на ситуацию в стационарной телефонии 20-летней давности.

ФОТО Станислава КРАСИЛЬНИКОВА/ТАСС
Накал страстей, который наблюдается в сфере распределения энергомощностей, похож на ситуацию в стационарной телефонии 20-летней давности.


С ног на голову

Проблема подключения малого бизнеса к электроэнергии уже много лет считается одной из наиболее острых в нашем городе. Более того, Петербург признан мегаполисом, где малым предпринимателям труднее всего легализовать свои отношения с энергетиками. Москва, к слову, в этом вопросе ушла далеко вперед. Что уж говорить о сравнении с Финляндией, где энергетики идут на все, чтобы выделить мощности предпринимателям. Больше клиентов – больше поступлений от продажи электроэнергии.

У нас все поставлено с ног на голову. Подключение к сетям превратилось в раздачу привилегий – мол, мощностей на всех не хватает, поэтому желающим придется раскошелиться. Или ждать, нарезая круги по инстанциям, у каждой из которых найдется повод отказать. Если, конечно, предприниматели не умеют решать вопросы правильно.

В своем недавнем послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин отметил, что в стране необходимо давать предпринимателям больше свободы и улучшать деловой климат. Но достичь этого можно только после снятия множества ограничений для бизнеса. Среди них одно из основных – взаимоотношения с компаниями-монополистами, в частности, с энергетиками, что напрямую влияет на развитие и планирование бизнеса. А если оказывается, что подключить газетный киоск к сети обойдется в 1 млн рублей – именно такая ситуация наблюдается повсеместно в Петербурге, – встает вопрос о рентабельности такого бизнеса.

Предприниматели не могут рассчитать бизнес-план, потому что не понимают, сколько стоит электроэнергия. Помочь им разобраться в этом не в состоянии даже специалисты. «Сегодня стоимость электроэнергии – это величина переменная, которая меняется ежесуточно. Поэтому прогнозировать ее действительно сложно. Это можно сделать разве что на год», – напомнил председатель городского комитета по энергетике и инженерному обеспечению Андрей Бондарчук, выступая на XII форуме субъектов малого и среднего предпринимательства Петербурга.

Бизнесмены не могут заранее рассчитать, во сколько им обойдется и подключение к сети. Обычно электросетевая компания просто информирует их об итоговой сумме, не поясняя ее составляющие. При подключении к электросетям возможно несколько форм установки платы за техническое присоединение, напоминают в «Ленэнерго». Это может быть тариф 550 рублей за мощность до 15 киловатт. А могут посадить на так называемый тариф «чернила» – 800 рублей за киловатт. Либо на зонную или стандартизированную таксу.

Заранее предсказать ни один из этих вариантов нельзя, энергетики определят их только после подготовки технических условий. В городском комитете по тарифам, однако, уверяют: госполитика в отношении тарифов абсолютно прозрачна и всю необходимую информацию можно почерпнуть на сайте комитета.


Бездоговорники поневоле

Тем временем продолжает действовать 442-е постановление федерального правительства. Согласно этому документу, компании, потребляющие электричество без договора с монополистом (так называемые бездоговорники), фактически объявлены вне закона. Даже если они исправно оплачивали счета за свет. Бездоговорникам выписали огромные штрафы, а рассчитывать квитки за электричество стали не по фактически потребленной мощности, а по сечению подходящего кабеля. Чем толще кабель, тем больше мощность, следовательно, выше плата. В итоге около 9,5 тыс. предпринимателей в Петербурге продолжают платить за энергию по сечению кабеля.

Сегодня комитет по управлению городским имуществом Петербурга сдает в аренду принадлежащие городу площади, за которыми не закреплена электрическая мощность. «В итоге арендаторы, не имеющие возможности заключить договор с «Ленэнерго», по 442-му постановлению, вынуждены платить по сечению кабеля. А эти суммы иногда превышают фактическую стоимость потребленной энергии в 10 – 12 раз», – рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Петербурге Александр Абросимов.

Справедливости ради стоит сказать, что энергетики не бездействуют. Они проводят разъяснительную работу с предпринимателями, улучшают свои сайты, отвечают на запросы. Недавно «Ленэнерго» и Петербургская сбытовая компания подписали соглашение о передаче части работ по техническому присоединению от сбытовой компании к электросетевой. Это позволит сократить срок подключения к электросетям почти на два месяца.

Однако до сих пор встречаются ситуации, когда компания, сделав все по регламенту, получив договор и акт о присоединении, все же «попадает» на штраф 3 млн рублей. В таких случаях предприниматель может уверенно идти на прием к петербургскому бизнес-омбудсмену. В этом году с подобными вопросами в аппарат уполномоченного обратилось 80 организаций.


С ленинским приветом

Между тем в других регионах России эта проблема так остро не стоит. Эксперты Агентства стратегических инициатив выяснили, что лучше всего такой вопрос решен в Ульяновской, Томской и Тульской областях. В среднем там можно получить мощность за 52 – 65 дней. В этих регионах были созданы штабы и рабочие группы, которые в первую очередь составили регламент подключения к энергоресурсам и прописали каждый шаг, выделив на него определенное количество дней. Таким образом, предприниматели точно знают, сколько дней уходит на конкретную процедуру. Если сроки прошли, бизнесмены знают, куда пожаловаться. Кроме того, правительство региона ежеквартально проверяет, соблюдается ли это законодательство.

Впрочем, есть мнение, что сравнивать Петербург с другими городами России в этом отношении некорректно. «Там иные технические условия. Мы же живем в городе федерального значения, в городе, где каждый камень это памятник архитектуры. Если в сельской местности можно по прямой протянуть 100 метров кабеля, то в Петербурге такое невозможно», – уверен Алексей Радько, начальник управления потребительского рынка и мониторинга регулируемых цен городского комитета по тарифам.

По мнению специалистов, такая ситуация сложилась в нашем городе из-за того, что все инвестиционные программы Петербурга по строительству новых мощностей и ремонтов никем не проверялись. «Но ведь все мы живем в одной стране. А в том числе из-за таких условий у нас сегодня происходит падение объема производства. Предприятия закрываются, освобождаются свободные площади. Им просто невыгодно становится заниматься бизнесом», – напоминает Александр Абросимов.

Как бы то ни было, у России большие планы: к 2018 году наша страна намерена войти в двадцатку государств мира с наиболее привлекательными для развития предпринимательства условиями, по оценке Всемирного банка. Напомним, речь идет об известном рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business. Да, за последние два года Россия сделала прорыв: со 120-го места мы перебрались на 62-е. Но работать тут есть над чем.

Этот рейтинг – показатель комплексный. Он, в частности, отражает, как легко в стране получить кредит, разрешение на строительство, провести регистрацию собственности. Рейтинг также показывает, насколько сложно в конкретном государстве присоединиться к сетям. Так вот, Россия по этому показателю занимает 143-е место из 189 возможных.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 242 (5368) от 24.12.2014.


Комментарии