Биржи ждут отскока

В минувший понедельник, который уже окрестили «черным», по финансовым рынкам мира прошла волна падений. Старт дал Китай, Россия и Европа не остались в стороне. В США, где торги завершились, когда в России было почти одиннадцать вечера, тоже все окрасилось в красное – цвет, которым обозначают снижение котировок. Называть биржевое пике кризисом рано – это не первая его волна, хотя и довольно сильная. Однако волнения в сфере бизнеса и государственного управления определили основные тенденции мировой экономики этой недели.

Биржи ждут отскока  | ФОТО Sergey Nivens/shutterstock.com

ФОТО Sergey Nivens/shutterstock.com

Тенденция первая: Китай. Аналитики агентства «Финамаркет» обратили внимание, что индекс Шанхайской биржи упал с середины нынешнего июня примерно на 40%, но по сравнению с августом прошлого года китайские акции стоят сейчас на 40% дороже (в юанях, разумеется). В реальном секторе КНР появились явные признаки ухудшения конъюнктуры. Они пока не драматичны, да и девальвация китайской валюты была некритичной: курс юаня снизился всего на 3 – 4%.

А вот что действительно взволнует инвесторов, так это беспрецедентные шаги власти КНР по поддержке рынка, не принесшие пока результата. В течение семи последних недель Китай потратил 200 млрд долларов на поддержку акций своих компаний, но в понедельник решил не вмешиваться в торги, поняв бессмысленность таких усилий, отмечает Financial Times.

«Это говорит о неспособности китайских лидеров обеспечить экономике страны мягкую посадку», – резюмировал The New York Times.

От событий на китайском рынке сильно пострадали цены на сырье и развивающиеся рынки. Это только частично объясняется тем, что эти рынки зависят от спроса со стороны быстрорастущего Китая. Вторая и не менее важная причина – возросшая уязвимость таких рынков из-за ожидаемого завершения эпохи дешевых долларов.

Тенденция вторая: Америка. Как пишет руководитель аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст» Олег Абелев, в США идут мощнейшие распродажи ценных бумаг. «Пока инвесторы не могут понять, что стало их причиной – то ли назревший отскок вниз после почти трехлетнего роста, то ли ожидание повышения процентной ставки со стороны ФРС», – отмечает Абелев.

В понедельник американский индекс Dow Jones Industrial Average в один из моментов упал более чем на 1000 пунктов, показав рекордное снижение за всю историю этого показателя. Акции некоторых крупнейших корпораций дешевели в ходе торгов на 20%, а крупнейших банков и нефтяных компаний – на 3,5 – 4%.

Тенденция третья: рубль. В понедельник несознательные россияне побежали скупать валюту. Но таковых оказалось немного – кто хотел (и кому было что обменивать) перевели сбережения в доллары и евро раньше или купили за рубли импортную технику перед Новым годом. Сейчас метаться поздно. Впрочем, в обменники вынуждены были прийти завтрашние отпускники, купившие путевки на заграничные курорты. Без валюты туда приехать – все равно что без купальника.

Генеральный директор УК «Спутник – Управление капиталом» Александр Лосев считает, что отечественная экономика научилась адаптироваться ко всему. Несколько лет назад Россия развивалась при цене барреля нефти 30 – 40 долларов, и доллар тогда стоил около 30 рублей.

«Девальвация рубля, юаня, тенге, падение нефти, кризис еврозоны, валютные войны, дестабилизация мировых финансовых рынков, панические распродажи акций по всему миру, отток капитала с развивающихся рынков – все это происходит не первый месяц. Я бы не назвал процессы, идущие на российском валютном рынке, девальвацией. Правильное слово – обесценение рубля», – полагает Лосев.

Дело в том, что Россия не участвует в глобальных валютных войнах. Наши товаропроизводители не могут похвастать конкурентоспособностью на мировом уровне, поэтому ослабление рубля никоим образом не обеспечивает российской промышленности хоть какое-то заметное преимущество в мировой торговле. За исключением роста прибавочной стоимости внутри страны.

Заместитель начальника аналитического управления банка «Зенит» Владимир Евстифеев отметил, что в условиях открытой валютной войны между странами – экспортерами нефти сложно надеяться на поддержку национальной валюты Центробанком. В то же время рубль в последнее время опережает в темпах ослабления аналогичные валюты, что может стать поводом для его поддержки. «Среди возможных мер – расширение объемов или удешевление валютного кредитования коммерческих банков ЦБ РФ, а также обращение правительства к экспортерам для продажи валюты в разгар налогового периода», – уверен Евстифеев.

Четвертая тенденция: сырье. Дешевая нефть оборачивается снижением инвестиций в добычу, что (при условии сохранения спроса) не может не привести к дальнейшему росту цен на энергоносители. Это цикличность, на которую уповают страны – экспортеры нефти и газа. Во всяком случае вчера в 14.00 по московскому времени нефть стоила 44 доллара за баррель «Брента». То есть подорожала на 3% относительно понедельника. А отечественный фондовый индекс РТС поднялся за неполные сутки на 4%. Неужели это отскок?



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 157 (5530) от 26.08.2015.


Комментарии