Без попкорна не бывает зрелищ

В непростые для экономики времена люди ищут островки радости и оптимизма. Считается, что в такие периоды петербуржцы чаще ходят в театры и кино, выбирая дешевые билеты. О том, как выживает сам отечественный кинобизнес, из чего складывается цена билета и почему введение новых налогов на импортные фильмы не принесет пользы российским, нашему корреспонденту Галине НАЗАРОВОЙ рассказал секретарь российской секции Общества инженеров кино и телевидения Олег БЕРЕЗИН.

Без попкорна не бывает зрелищ  | Еще недавно Ленинград был окутан сетью кинотеатров с одним или двумя большими залами. Вместо попкорна торговали мороженым, но стояли в очередях не за ним, а за билетиком на зрелищное кино.<br>ФОТО из архива редакции

Еще недавно Ленинград был окутан сетью кинотеатров с одним или двумя большими залами. Вместо попкорна торговали мороженым, но стояли в очередях не за ним, а за билетиком на зрелищное кино.
ФОТО из архива редакции

– Олег Станиславович, для семьи из четырех человек поход в кинотеатр может обойтись как минимум в тысячу рублей. Из чего складывается такая сумма?

– В Петербурге средняя стоимость билета – 250 рублей. Половина от этой цены – отчисления правообладателю: дистрибьютору или продюсеру. Остальное – это доля кинотеатра: расходы на персонал, аренду в торговом центре, эксплуатацию, возврат тех же кредитов.

У кинотеатра в этом смысле уязвимое положение. Есть масса отраслей, в которых автоматизация ведет именно к сокращению издержек. В кинопрокате существует определенный порог, ниже которого нельзя автоматизироваться, потому что кино – это продажа эмоций. Это не услуга в чистом виде, как в магазине. Если вы придете в кинотеатр и будете общаться только с автоматом по продаже билетов, с турникетом, который пропускает в зал, и вообще не увидите персонал кинотеатра, этой самой эмоции у вас не будет. Кино сегодня конкурирует не в сфере услуг, а в сфере досуга – с музеями, кафе и галереями.

– Иногда мы слышим, что для бизнеса кинопоказ вообще убыточен...

– В этом нет ничего удивительного: в мире такая же ситуация. А зарабатывают прокатчики на баре. То есть кинотеатр работает для того, чтобы заманить зрителя в бар. Вот там-то как раз и есть высокие наценки: рентабельность попкорна может составлять до 400%. И одно из проявлений кризиса в том, что люди как раз стали меньше тратиться в баре.

– На цену билета влияют и капитальные издержки – например, строительство или реконструкция кинотеатра?

– Безусловно. Чтобы построить хороший кинотеатр, нужно иметь 5 – 10 млн долларов. Средний срок окупаемости кинотеатра в Петербурге в людном месте – 5 – 7 лет. Из-за отсутствия дешевых финансовых ресурсов многие банки повышают процентные ставки или ужесточают требования по уже выданным кредитам.

В среднем строительство одного зала обходится до 1,2 млн долларов. В эту сумму включено оборудование, затраты на отделку, хорошую звукоизоляцию. К тому же за последние пять лет киноиндустрия перешла от пленки к совершенно новым технологиям цифровой проекции. Такое оборудование гораздо дороже пленочного. «Цифра» дала экономию, но не кинотеатру, а дистрибьютору и производителю фильма.

– Именно поэтому в кинопрокате выживают лишь крупные сети?

– Как ни парадоксально, кинопоказ – это сфера малого бизнеса, несмотря на видимое засилье сетевых кинотеатров. Десяти крупнейшим российским сетям принадлежат всего 40% кинозалов в стране.

– Помогает ли государство кинотеатрам?

– Безусловно, льготы есть. Но распространяются они не только на кино, но и на музеи, аттракционы и парки, где реализация билетов освобождена от оплаты НДС. Также не платят НДС при производстве российских фильмов. Но тяжелое бремя кинотеатров – отчисления в Российское авторское общество (РАО), составляющие до 3% от кассовой выручки.

Периодически Министерство культуры, которое регулирует нашу отрасль, предлагает ввести НДС на зарубежные фильмы. Но пока это все еще идея.

Она нежизнеспособна изначально, и вот почему. Еще в 1990-х после выхода фильма «Армагеддон» дистрибьюторы иностранных фильмов стали платить НДС. Тогда же налог хотели взять еще раз, только с кинотеатра, а в конечном счете – со зрителя, из-за чего могла вырасти стоимость билета. Но, к счастью, этого не сделали.

– Почему Минкульт отвечает за сферу производства фильмов, но не за кинопоказы?

– Это разделение родилось еще в 1988 году, когда в структуре Госкино было упразднено управление по кинофикации. Уже тогда все понимали, что производство фильмов не может существовать без государственной поддержки, потому что это один из самых дорогих, но и наиболее эффективных методов воздействия на общественное сознание. Государство это понимает и хочет данную область контролировать.

Ежегодно профильное министерство вкладывает в производство фильмов в России 4 – 5 млрд рублей через различные механизмы, в том числе через Фонд кино. Отдавая такие суммы, государство хочет видеть результат. Проявляется он в идеологической составляющей и в кассовых сборах. Негласное правило таково: если сборы от фильма втрое превысили затраты на его производство, можно говорить о его окупаемости.

В России мы получаем примерно столько же, сколько вложили, максимум – вдвое больше. Вот государство и задумалось всерьез об эффективности своих вложений. А как можно увеличить кассу, не снимая больше качественных фильмов и без дополнительного финансирования? Правильно – потеснить иностранных конкурентов на рынке, доходы которых существенно выше. Это борьба за долю, а не за зрителей. Нужно добиться того, чтобы российские фильмы больше ни в чем не проигрывали западным.

– Как еще государство поддерживает кинопроизводителя?

– Например, помогает в прокате фильмов – выделяет средства на печать плакатов и кинокопий. Это, правда, небольшие суммы. Но у нас вообще нет системы господдержки показа российского фильма в кинотеатре, стимулирования просмотра фильма зрителем в кино. Если есть помощь продюсеру, который снял хороший фильм, то почему бы не помочь кинотеатру, который качественно его показал?

Можно было бы частично оплатить рекламу ленты, возможно, предоставить грант. И это нормально для всех стран. Государство могло бы стимулировать просмотр и более активной борьбой с пиратством, запускать социальную рекламу, вести работы в школах. Можно было бы организовать кинокружки, как в советские времена.

Откуда вышли все современные российские и иностранные режиссеры? Правильно, из кружков кинолюбителей. Удивительно, но в нашем пятимиллионном городе нет не то что киноклуба, нет даже музея кино, есть только музей «Ленфильма». Вот и получается, что дети, тинейджеры – а это основная аудитория современных кинотеатров – просто не имеют такой социальной привычки ходить в кино.

– За границей государство тоже спонсирует кинобизнес?

– Да, так происходит во всем мире. Во Франции отечественное кино активно субсидируется. Помимо средств, получаемых со сбора билетов, в отрасль идут прямые государственные инвестиции. Как ни парадоксально, в разных формах помощь представлена даже в США. Там активно используется система так называемых налоговых зачетов на уровне штатов. Региональные власти могут дать налоговые вычеты, если фильм снимается в этом штате, если здесь же нанимается персонал. При условии, что производитель тратит деньги в этом же регионе. В таком случае штат может дать льготы на определенную сумму в рамках тех денег, которые платятся как местные налоги. Получается, что государственные средства возвращаются в казну.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (5584) от 11.11.2015.


Комментарии