Бесплатная сила воды

Наша страна располагает одним из крупнейших в мире ресурсов для получения электричества из воды. Однако мы используем только пятую часть от гидропотенциала страны. Вот почему после восстановления поврежденного энергоблока Саяно-Шушенской ГЭС, на запуске которого присутствовал и корреспондент «СПб ведомостей», отечественная гидроэнергетика вновь заявила о себе как об одном из локомотивов российской экономики. О том, какие цели ставит перед собой отрасль и с какими препонами ее специалистам приходится сталкиваться, нашему корреспонденту рассказал директор по научной деятельности ОАО «РусГидро», генеральный директор петербургского Всероссийского научно-исследовательского института гидротехники им. Б. Е. Веденеева (ВНИИГ) Евгений БЕЛЛЕНДИР.

Бесплатная сила воды | ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС<br>Со времен Графтио гидроэлектростанции стали визитной карточкой ленинградской энергетики. В XXI веке в нашем регионе могут появиться и новые ГЭС.

ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС
Со времен Графтио гидроэлектростанции стали визитной карточкой ленинградской энергетики. В XXI веке в нашем регионе могут появиться и новые ГЭС.

— Евгений Николаевич, в чем главная проблема нашей гидроэнергетики?

— На первый взгляд может показаться, что все хорошо. Однако есть и ключевая проблема: это удивительно, но в России до сих пор нет единого плана развития гидроэнергетики. Все прогнозы, которые строятся на федеральном уровне, касаются периода после 2025 года. А ведь до этого времени еще надо дожить. Получается, что в ближайшее десятилетие ничего существенного происходить в отрасли не будет. И у государства должна быть определенная тактика действий — как из этой ситуации выйти. Необходимо сбалансировать общую систему энергообеспечения страны и построить принципиально новые объекты — например, противопаводковые станции на Амуре.


— Сбалансировать энергосистему России — задача не только «РусГидро», но и Федеральной сетевой компании, у которой, насколько известно, есть немало «узких мест»...

— Вы правы. Между европейской частью России, Уралом и Сибирью на практике существует разрыв. Мощный и бесперебойный переток электроэнергии из Сибири на Урал и в европейскую часть невозможен. Таким образом, сегодня потенциал действующих и строящихся гидроэлектростанций Сибири может быть использован только в самом регионе и на Дальнем Востоке. Отсюда проблемы в развитии сетевого хозяйства, а именно — высоковольтных сетей, которые должны обеспечить переток энергии в регионах.


— Износ производственного оборудования в России достиг критического уровня: одни эксперты говорят о 50%, другие — о 70%. Как обновляется техника в гидроэнергетике?

— Довольно активно. В компании действует программа комплексной модернизации генерирующих объектов на период до 2025 года. В ней значится снижение износа разного оборудования: турбин с 69% в 2010 году до 32%, генераторов — с 68 до 35%, трансформаторов — с 65 до 44%, высоковольтных выключателей — с 75 до 50% и т. д.

В результате на станциях компании не должно остаться оборудования, отработавшего нормативный срок эксплуатации. Программа ориентирована не на точечную замену отдельных узлов и агрегатов, а на комплексную модернизацию генерирующих объектов как единых технологических комплексов.


— После аварии на Саяно-Шушенской ГЭС внимание общественности приковано к теме безопасности объектов гидроэнергетики. Что «РусГидро» делает в этом направлении?

— Все гидротехнические сооружения, возводимые сегодня в России, в обязательном порядке проверяются на степень соответствия установленным нормам и правилам по безопасности и надежности. Процесс оценки состояния таких объектов состоит из множества этапов. Сперва специалисты сопоставляют диагностические показатели (качественные и количественные) состояния гидротехнических сооружений. Затем следует комплексная оценка. Это анализ контролируемых показателей, действующих нагрузок, природных и техногенных воздействий.

На этом этапе производится оценка уровня безопасности и надежности объектов и прогноз его изменения. После этого разрабатывается (или пересматривается) декларация безопасности конкретного сооружения. Это основной документ, обосновывающий безопасность объекта, его соответствия проекту, действующим техническим нормам и правилам. Следят за исполнением предписаний специалисты особого подразделения «РусГидро» — аналитического центра.


— Какие решения для безопасности ГЭС предлагает ваш институт?

— Мы завершили работы по 32 темам НИОКР, зарегистрировали 13 патентов. Есть основания полагать, что НИОКР компания «РусГидро» будет финансировать и дальше. Мы разрабатываем информационно-диагностические системы, интегрирующие данные контрольно-измерительной аппаратуры на станции. Нашими конструкторами почти создан универсальный диагностический комплекс для управления безопасностью и надежностью гидротехнических сооружений. Он позволяет проводить совместный мониторинг технического состояния ГЭС специалистами самих станций, а также научно-исследовательских институтов. Мы проектируем систему автоматизированного сейсмического контроля, что позволит тщательнее отслеживать ситуацию на прилегающих к ГЭС территориях.


— Проект строительства Ленинградской гидроаккумулирующей станции (ГАЭС) еще жив?

— Пока он заморожен, но в станциях такого типа у региона есть необходимость. Напомню, что ГАЭС — это гидроэлектростанция, которая используется для выравнивания суточной электрической нагрузки. Это уникальное сооружение, позволяющее запасти электроэнергию и вернуть ее в энергосистему по мере необходимости. В часы, когда в энергосистеме наблюдается избыток электрической энергии (преимущественно — ночью), гидроагрегаты ГАЭС работают в качестве насосов и, потребляя дешевую избыточную электроэнергию, перекачивают воду из нижнего бассейна в верхний на высоту несколько десятков или сотен метров. В часы, когда в энергосистеме образуется дефицит генерирующей мощности (утром и вечером), гидроагрегаты превращают энергию потока воды в электрическую. Она поступает в объединенную систему.

ГАЭС должны быть размещены там, где находятся крупные АЭС, — только при этом условии можно обеспечить рациональное использование энергоресурсов. Ленинградская область идеальна в этом отношении. Препятствием для начала строительства гидроаккумулирующих станций сегодня служит финансовая составляющая подобных проектов. Сами по себе ГАЭС убыточны — производство электроэнергии на них обходится заведомо дороже. Поэтому необходима государственная поддержка такого рода проектов.


В прошлом году доля гидроэнергетики в общем энергобалансе страны составила чуть более 17%. Российские ГЭС выработали около 175 млрд кВт/ч электроэнергии.

Сейчас «РусГидро» строит множество электростанций в разных регионах страны. Среди крупнейших — Богучанская ГЭС в Красноярском крае (3000 МВт), Нижне-Бурейская ГЭС в Амурской области (320 МВт) и Усть-Среднеканская ГЭС в Магаданской области (570 МВт).

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (5351) от 01.12.2014.


Комментарии