Главная городская газета

Базарная школа блогеров

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Экономика

Секреты выкупа

Регионы-соседи опять меняют условия передачи соцобъектов Читать полностью

Инкубатор для винтокрылых

В Ленобласти будут выпускать незаслуженно забытые летательные аппараты Читать полностью

На воды, в Тихвин

Конец года промышленность Петербурга и Ленинградской области завершает с положительным балансом, выпуск продукции растет. Читать полностью

«Ильмень» под номером семь

На ленинградском судостроительном заводе «Пелла» состоялась церемония спуска на воду второго в серии опытового гидрографического судна «Ильмень» проекта 11982. Читать полностью

Ядерное топливо в активной зоне

На площадке Ленинградской АЭС-2 в Сосновом Бору на новейшем энергоблоке № 1 начались пусковые операции. Читать полностью

Как аренда «съедает» зарплату

Высокие доходы не всегда означают аналогичный уровень жизни Читать полностью
Реклама
Реклама
Базарная школа блогеров | Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Неожиданный информационный импульс был придан уже подзабытой теме реконцепции, как теперь говорят, петербургских рынков. Власти хотят сделать так, чтобы стационарные базары давали больше денег в казну и при этом выглядели не хуже продвинутых супермаркетов. Уже 16 компаний из Москвы, Петербурга и юга России подали 22 заявки на переделку бывших колхозных рынков.

Реконцепторы бурлят

Городские сельскохозяйственные рынки, для которых в разное время были построены добротные здания, давно манили торговцев из смежных отраслей. Где-то пытались переделать рынки под размещение сетевых супермаркетов, в иных местах (например, на Кузнечном) планировали приютить автосалон премиум-класса. Не вышло.

Причина неудач, по-видимому, в сложности и затратности переделки зданий колхозных рынков под супермаркет или что-то еще. Площади торговые - значит аренда дорогая, размещать там кафе или бутики невыгодно. Нашла минусы и сетевая торговля: неудобные для доставки больших партий товаров подъезды, а если здание - памятник архитектуры, то установку любой перегородки, даже из гипсокартона, придется согласовывать с надзорными ведомствами. В общем, проще арендовать первые этажи жилых домов либо строить магазины-ангары на пустом месте.

Но в головах чиновников и предпринимателей идеи бурлят, закисать не дают. И вот уже Мальцевский (Некрасовский) рынок видится как центр притяжения свежей продукции рыбаков и аграриев северо-запада и центра России. По соседству с размороженной треской (а другой не будет) на этом рынке откроется медиапространство со школой журналистики и академией блогеров. А что будет с торговыми местами? Их оптимизируют - сократят площади и повысят эргономичность. Видимо, для продавцов установят удобные кресла.

Главным же подопытным станет Кузнечный рынок. Благодаря своему удачному расположению, эффектной архитектуре и бренду из него можно сделать все что угодно. Столичные реконцепторы видят там небо в алмазах: и громадный фуд-корт с шоу-площадкой, и кофейни, и магазинчики - все как на Даниловском рынке в Москве, с которого списали проект реконструкции Кузнечного.

Коммуналка не оценит

И вот тут-то кроется первое существенное противоречие: несмотря на кажущуюся схожесть петербургского Кузнечного и московского Даниловского рынков они, как сказали бы в Одессе, две большие разницы.

Даниловский рынок, уже превращенный в арт-пространство с джазистами, баристами и сомелье, находится почти в центре столицы, в десяти минутах ходьбы от Садового кольца. По сути, этот рынок расположен в центре густонаселенного и респектабельного района, примыкающего к станции метро «Тульская».

Жители любого мегаполиса (и Москва не исключение) устают от долгих перемещений из дома на работу, поэтому предпочитают выходные проводить в заведениях, максимально приближенных к жилищу. Этими факторами - потребностью выйти «в люди», но недалеко и высокой платежеспособностью москвичей - объясняется финансовый успех Даниловского рынка.

Кузнечный рынок, хоть и расположен в самом центре Петербурга, да еще и бок о бок с двумя станциями метро, таких бонусов не имеет. Район Владимирской площади - царство коммуналок, жители которых не имеют привычки испить чашечку дорогого кофе под живую музыку.

«А как же туристы?» - спросите вы, и будете правы. Их в здешних местах пруд пруди, но только в сезон. На чем будет зарабатывать арт-пространство «Кузнечный рынок» в ноябре-декабре, неясно. Фуд-корт (большая столовая или ресторан) столкнется с ожесточенной конкуренцией десятков уже открытых объектов сегмента HoReCa (отели, рестораны, кафе). Окупится ли эта составляющая «базарной» деятельности, большой вопрос.

Опасная сезонность

Но не станем сгущать краски: статистика фиксирует пусть ненамного превышающий темпы инфляции, но все же рост оборотов петербургской розничной торговли и общепита. Так, в январе - мае текущего года городская розничная торговля нарастила обороты на 11,2% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го, а общепит - на 9,6%. Получается, что люди стали чаще посещать не только продуктовые, но и промтоварные магазины. Более того, петербуржцев вновь манят витрины кафе и ресторанов.

Однако торговля и общепит - отрасли различной специфики. Если у супермаркетов стабильный поток покупателей наблюдается и зимой, и летом (с некоторыми вариациями), то кафе и рестораны привязаны к сезонным колебаниям. Летом идут туристы, а зимой выручают новогодние торжества. Весна и осень - время риска.

Например, мартовские обороты петербургской розницы почти не отличаются от майских - 109,6 млрд руб. и 109,4 миллиарда рублей, соответственно. Зато обороты кафе и ресторанов весьма разнились: 5,7 млрд руб. в марте 2017-го и 6,3 миллиарда рублей - в мае. А ведь именно на продаже готовой еды во многом строятся бизнес-планы реноваторов рынков.

Сторонники копирования западных моделей развития базарной деятельности, когда рынок действительно становится центром притяжения туристов, не учитывают одной простой вещи. Возьмем, к примеру, крытый рынок в Сьютаделье, старой столице острова Менорка. На одном прилавке - свежая рыба, только что выловленная местными рыбаками. На другом - свежеиспеченный хлеб, аналога которому нет ни в супермаркете, ни у соседа-пекаря. Тут же - свежие фрукты, только что из сада, и овощи с грядки. Вкусно, экологично, эксклюзивно.

Но вот вопрос: где все это разнообразие раздобудут рестораторы и торговцы обновленного Кузнечного рынка, если даже выращенную в Ленобласти форель пропустят через оптовые склады и только потом эту рыбу привезут на рынок? Даже картошку и другие овощи агробизнес предложит сперва сетевикам и лишь затем отдаст остатки на базар. Фермеры, конечно, помогут петербургскому общепиту, но их число невелико, а ресурсы - ограничены.

Чего же ждать? Если торговые и гастрономические новации не оправдают ожиданий петербургских бизнесменов и чиновников, большинство красивых замыслов останется, что называется, «в чертежах». Возможно, до следующего витка концептуальной активности столичных промоутеров.

Напомним, что действующую модель работы сельскохозяйственных рынков городские власти посчитали неэффективной из-за высоких цен на продовольствие и пустующих прилавков. В июне уведомление о прекращении договора было направлено управляющей компании Кузнечного рынка, она обязана освободить здание за три месяца.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook