Банкиры сохраняют оптимизм

Россию, как и весь мир, ждут еще непростые экономические времена, но на очередном Международном банковском конгрессе царила уверенность, что больших потрясений не будет.

Банкиры сохраняют оптимизм |

Долговые миллиарды

Программный доклад сделала председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Вот некоторые тезисы ее выступления.

Внешние условия остаются достаточно неблагоприятными. Да, конечно, цены на нефть выросли, но даже при их стабилизации на нынешнем уровне они будут где-то в полтора раза ниже средних за последние пять лет. Более того, снижаются цены и на другие традиционные товары российского экспорта (видимо, имелись в виду газ, металлы, минеральные удобрения. – А. М.).

По оценке Банка России, экономика недополучит от экспорта как минимум 150 – 170 млрд долларов в год по сравнению с привычным уровнем цен на товары. При этом российским заемщикам параллельно придется расплачиваться по внешним долгам. В оставшуюся часть года за вычетом внутригрупповых платежей крупных компаний платежи по долгу составят около 40 млрд долларов. Это примерно в два раза ниже темпов погашения внешних долгов в прошлом году. На взгляд аналитиков госбанка, такой уровень платежей наша экономика может пройти относительно спокойно.

По всем международным меркам резервов у Российского государства достаточно. Они покрывают более чем трехмесячный импорт, краткосрочный долг и 20% денежной массы. Сейчас на международном уровне рекомендуется использовать интегральные показатели достаточности.

«Этот индексный показатель для России находится на уровне 188 млрд долларов. Текущий уровень резервов примерно в два раза выше. Но мы считаем, что специфика России требует учесть покрытие спроса, связанного с ограничением доступа на рынки, и отток капитала. Поэтому сейчас мы оцениваем как комфортный уровень резервов, покрывающий длительные стрессовые ситуации, на уровне до 500 млрд долларов», – прозвучало с трибуны конгресса.


В приоритете низкая инфляция

Борьба с инфляцией важна, но сама по себе без улучшения предпринимательского климата она не даст результат.

Инфляция, хотя и существенно выросла в начале года из-за действия мощных, но временных факторов, прежде всего обесценения рубля, благодаря принятым мерам в последние месяцы начала быстро замедляться. В настоящий момент темпы месячной и недельной инфляции снизились с 0,5 – 0,9% в начале 2015 года до 0,1% в мае.

В условиях отсутствия новых значительных внешних шоков инфляция продолжит снижаться в соответствии с нашими прогнозами. Мы сохраняем цель по инфляции в 4% в среднесрочной перспективе (в прошлом году Эльвира Набиуллина называла те же 4%, но говорила, что на этот уровень страна выйдет через три года).

При этом остаются риски, способные в ближайшем периоде ударить по рублю. Первый – подъем процентных ставок в США. За этим последует укрепление доллара, а оно в свою очередь приведет к оттоку капиталов с развивающихся рынков и давлению на их валюты, в том числе и рубль.

Второй риск – динамика цен на нефть. Базовый сценарий Банка России предполагает цены на «черное золото» на уровне 60 – 65 долларов за баррель, но цены на нефть сейчас очень волатильны и пока мало предсказуемы. Тем более что зависят они не только от спроса со стороны реального сектора, но и от настроений спекулянтов. Традиционным риском остаются урожай и продовольственные цены, а также возможный пересмотр темпов увеличения регулируемых цен и тарифов.

Глава Банка России заявила, что не будет мешать рублю укрепляться. Хотя соблазн через курсовую игру поднять конкурентоспособность отечественной экономики есть.

«Но если искусственное сдерживание ослабления чревато резкой девальвацией (резервы не безграничны), то в случае длительного сдерживания укрепления негативные последствия заключаются в надувании финансовых пузырей и в дальнейшем росте инфляции, долларизации экономики», – предупредила Эльвира Набиуллина.

Затем она твердо заявила, что переход к плавающему курсу рубля был правильным, осознанным и тщательно подготовленным шагом. Именно этот плавающий курс помог выдержать шок 2014-го – начала 2015 годов.


Вкладчиков не обидят

Раннее выявление проблемных банков – залог того, что удастся вмешаться вовремя. Иначе можно будет или отзывать лицензии (за два с половиной года их отозвано 145, из них 27 в 2015 году), или идти на санацию (за те же 2,5 года санированы 15 банков, в совокупности на возвратной основе им оказана помощь на 509 млрд рублей). Отзывы и санация – решения дорогостоящие и в силу этого, конечно, нежелательные.

По результатам работы временных администраций в банках, у которых были отозваны лицензии, отрицательный капитал выявляется в 65% случаев, а стоимость активов оказывается завышенной прежними руководителями и владельцами банков, у которых были отозваны лицензии в последние два года, в среднем на 58%.

Другой дискутируемый в последнее время вопрос – состояние системы страхования вкладов. Обсуждаются достаточность фонда страхования вкладов, вопрос введения франшизы (части вклада, которую будет терять владелец в наказание за неудачный выбор банка) и чуть ли не реформа всей системы страхования вкладов.

Средств Агентства по страхованию вкладов хватит, хотя Эльвира Набиуллина признала, что придется выделить заем для его поддержки (накануне конгресса была озвучена и сумма – 110 млрд рублей на пять лет). Впрочем, в Банке России считают, что этот заем нужен для покрытия разрыва, появившегося в результате массовых выплат пострадавшим вкладчикам. В спокойное время, когда банкротства редки, в фонде накапливаются деньги, и разрыв можно закрыть.

«Банк России выступает против введения франшизы. Система страхования вкладов – важнейшее условие доверия вкладчиков к банковской системе, и экономические выгоды от введения франшизы куда менее весомы, чем репутационные потери банковского сектора в этом случае», – четко озвучила свою позицию Эльвира Набиуллина.

Но определенная подвижка произойдет уже с июля. Отчисления в фонд страхования вкладов станут делаться по разным ставкам. Больше процент по депозитам – выше отчисления.

В кулуарах конгресса президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков сказал корреспонденту «Санкт-Петербургских ведомостей», что поддерживает отказ от ведения франшизы. «Вкладчик сейчас в массе своей испуган. Если ввести франшизу, то люди решат, что их хотят обмануть, побегут снимать деньги из банков. Те же дифференцированные отчисления надо было в более спокойный период внедрять», – сказал он.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (5474) от 08.06.2015.


Комментарии