Банки уходят в виртуал
Инновации в мире финансов меняют облик банковских отделений. Их становится меньше, и клиентов отправляют в «виртуал» – проводить транзакции через интернет-банкинг. Действительно, теперь легко проверить состояние личного счета и оплатить счета без помощи операционистов. Если боишься виртуальных расчетов, можно платить через банкомат или платежные киоски. Впрочем, и это принимается не всеми.
Иллюстрация Max-Griboedov/shutterstock.com
Банковская техническая эволюция приводит к неоднозначным социальным последствиям. Например, клиенты старшего поколения не дружат с продвинутыми электронными устройствами. Компьютеры и автоматы также отнимают работу у «лишних» операционистов, что может спровоцировать безработицу в сфере квалифицированных банковских кадров.
Но прогресс не остановишь: электронное обслуживание не только удобно для клиентов (с этим тезисом можно спорить), но и дешевле для банков (против этого нет аргумента). По сообщениям информагентств, за последний год число «точек присутствия» банков сократилось на 11,1%.
Чтобы понять, насколько быстро идет виртуализация банковского сектора, мы обратились к отраслевым экспертам.
Заместитель председателя Северо-Западного банка ПАО «Сбербанк» Олег Тихомиров привел такие цифры: «Уже сейчас более 70% платежей наши клиенты проводят сами дистанционно, без посещения офисов банка. Количество наших пользователей интернет-банкинга с 2014 года увеличилось в три раза. Растет популярность услуги «Автоплатеж», которая позволяет экономить еще больше времени, осуществляя регулярные платежи в автоматическом режиме». Однако в банке понимают, что для многих клиентов традиционная форма обслуживания в офисе будет актуальна еще лет десять как минимум.
Руководитель дирекции по работе с частными клиентами АО «Ситибанк» Михаил Бернер заявил, что сервис необходимо унифицировать по всему миру. «Клиент должен получать обслуживание по стандартам Нью-Йорка или Лондона во всех городах России. Отделение надо сделать «магазином» финансовых услуг. Удобно, когда монитор стоит так, что в него вместе смотрят и оператор, и клиент. Сегодня 80% операций клиент способен выполнить самостоятельно», – пояснил банкир. По его мнению, за последние три года банковский бизнес изменился сильнее, чем за десять лет до этого. И все благодаря эволюции мобильных электронных устройств.
Начальник управления стратегических коммуникаций банка «Хоум Кредит» Ирэн Шкаровская говорит, что современный банк это сочетание оффлайн- и онлайн-обслуживания. «Отделения в основном предназначены для консультации по сложным продуктам и приема депозитов. Все простые повторяющиеся операции банки стараются переводить в онлайн. Для этого они разрабатывают удобные и простые в использовании интернет- и мобильные приложения, иногда устанавливают для них более выгодные тарифы, стимулируют клиентов ими активно пользоваться. Так, число активных пользователей дистанционных сервисов нашего банка в 2015 году увеличилось более чем в 4 раза», – подсчитала эксперт.
Наиболее востребованные операции в дистанционных каналах – оплата кредита, информация о следующем платеже, проверка поступления денежных средств, оплата услуг мобильной связи, Интернета, ЖКУ и телевидения.
Глава Агентства развития и исследований в недвижимости Андрей Тетыш отмечает трансформацию банковской недвижимости. Традиционные отделения не вымрут, но изменятся. Электронные финансовые услуги будут внедряться и дальше, процесс этот необратим. Например, рассмотрение рядовой кредитной заявки от гражданина уже сейчас может выполнить компьютер («кредитный скоринг»): человек заполняет анкету, видит, дадут ему кредит или нет, если да, то на каких условиях.
«Я наблюдаю снижение спроса на банковские офисы в последние десять лет, причем последние 5 лет он идет лавинообразно», – резюмировал эксперт. Он также указывает на две тенденции: укрупнение офисов и сокращение их числа. Если раньше банкиры искали себе помещения площадью до 150 кв. м, то сейчас они либо открывают большой офис на 300 «квадратов», либо ставят банкоматы туда, где удобно клиентам.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (5740) от 11.07.2016.
Комментарии