Бабай платежом красен
В последние 10 - 15 лет фигура коллектора стала чем-то сродни былинному персонажу Бабаю, которым в старые времена пугали детвору. А все из-за того, что вышибалы из микрофинансовых организаций использовали ранее табуированные приемы воздействия на должников: размалевывали двери их квартир, названивали детям и работодателям и т. д. и т. п. Быть может, этому варварству скоро наступит конец: с начала нынешнего года в силу вступил закон о деятельности коллекторов. Посмотрим, помирил ли юридический акт должников, кредиторов и их посредников?
После принятия нового закона звонок должника коллектору будет столь же привычным делом, как прежде, - бесконечный дозвон коллекторов по номерам скрывшихся от расплаты клиентов банков и МФО. ФОТО Замира УСМАНОВА/ИНТЕРПРЕСС
Неприличные слова
По данным Национальной ассоциации коллекторских агентств (НАПКА), количество жалоб на взыскателей долгов за год выросло на 37% (всего за январь - октябрь 2017 г. в НАПКА отмечено 3,7 тыс. обращений граждан). И 11% из них - жалобы на неэтичные, а порой и преступные методы общения с должниками (угрозы жизни и здоровью, порчи имущества и пр.)
Эксперты считают, что количество жалоб растет по естественным причинам: должники стали активно использовать закон для защиты собственных прав. Директор НАПКА Борис Воронин признает рост числа обращений, но 90% из них - просьбы о консультации, правовые или технические вопросы.
В начале 2017 года резко выросло количество обращений именно в правовой категории - граждане задавали много вопросов о полномочиях коллекторов, правах должников, толковании тех или иных новых норм закона. Пик роста обращений пришелся на первый квартал, сейчас, по итогам августа, сентября и октября, мы видим, что количество обращений возвращается на уровень прошлого года. Доля «тяжелых» жалоб (именно на незаконные методы взыскания) составляет около 10% - как сейчас, так и до принятия закона.
Много было шумных историй, когда в квартиры и детские коляски бросали зажигательные бутылки, расписывали стены парадных неприличными надписями или портили входные двери монтажной пеной. Подобного рода вещи не вписывались в Уголовный кодекс и раньше.
А вот навязчивые звонки, давление на коллег и близких были, что называется, на грани. Вероятно, чувствуя свою безнаказанность, наемные работники коллекторских агентств любой ценой стремились выполнить план по взысканным долгам. От этого зависел их собственный доход в виде премиальных и продвижения по карьерной лестнице.
Тяжесть закона
Федеральный закон о коллекторской деятельности 230-ФЗ значительно ограничил права коллекторов. Сейчас они не могут звонить должнику чаще 8 раз в месяц, сообщать о долгах третьим лицам, угрожать или портить имущество, в агентства запрещено принимать на работу лиц с судимостью.
Каждая компания проходит отбор для внесения в государственный реестр, который ведет Федеральная служба судебных приставов (ФСПП). За малейшее нарушение из реестра исключают, и впредь компании будет запрещено заниматься коллекторской деятельностью. В реестре коллекторов сегодня 165 компаний, из них 11 зарегистрированы в Петербурге. Столь малая цифра в масштабах страны говорит о том, что попасть в реестр не так-то просто: необходимо обладать капиталом не менее 10 млн рублей, застраховать свою ответственность и открыто на сайте в Интернете отчитываться о своей деятельности.
«Закон фактически определил правовой статус компаний, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности. Если еще год назад должники жаловались в основном на незаконность самого процесса взыскания, то сейчас - на нарушение определенных статей закона, чаще всего - на нарушение частоты взаимодействия», - комментирует председатель контрольного комитета НАПКА Дмитрий Теплицкий.
Идеальный вышибала
Стать должником и столкнуться с коллектором может любой гражданин, даже если он ни разу в жизни не брал кредиты в банках. В долги превращаются вовремя не оплаченные счета: комиссии за обслуживание банковских карт, неоплата услуг Интернета в квартире, неполученная квитанция за электроэнергию, назначенные судом алименты или нежелание компенсировать материальный ущерб соседям за протечку. К коллекторам долги попадают тогда, когда кредитор не может или не хочет заниматься взысканием самостоятельно: считается, что гораздо эффективнее и дешевле передать право требования долга коллекторам, чем самостоятельно содержать в своей структуре отдел по работе с просроченной задолженностью.
Коллектор должен установить контакт с должником, проговорить причины и сроки погашения долга. Если диалога не получается, коллектор может подать в суд и определить, за счет какого имущества долги будут погашены. Бытует ошибочное мнение, что при незначительном размере задолженность будет прощена и списана. Даже тысяча рублей для коллектора становится доходом, потому что они покупают долги у кредиторов со скидкой и зарабатывают на разнице между ценой покупки и суммой долга.
При звонке коллектора не стоит поддаваться панике: во-первых, нужно понять, действительно ли у вас образовался долг и не перепутали ли ваши контакты с другим должником. Если задолженность действительно существует и погасить ее возможности нет, нужно проверить легальный статус коллектора в реестре ФССП. И определить правомочность передачи долга коллекторам - у них должен быть договор с кредитором или документы, подтверждающие покупку задолженности. И только затем можно вести диалог о погашении долгов.
Эксперты рынка признают, что до сих пор существуют «серые» коллекторы, которые в реестр не внесены. Диалог с подобными компаниями вести нельзя: можно потерять деньги и при этом все равно остаться с долгами. Юридические конторы, которые обещают быстро и легко «освободить от старых долгов», такой рекламы полно в Интернете или буквально на столбах, тоже не несут ответственности за свои действия. Горе-юристы затягивают процесс урегулирования задолженности, что приводит к еще большему увеличению долга за счет пени и штрафов. И в результате должник остается один на один со своим долгом в суде. При судебных разбирательствах теряют обе стороны: пока идет процесс, кредитор теряет время, а должник в перспективе будет вынужден оплатить судебные расходы и лишиться имущества, которое выставят на публичные торги со значительной уценкой.
Диалог слепого с глухим
Каждый коллектор специализируется на определенных видах долгов: ипотека, займы в микрофинансовых организациях, долги ЖКХ, ссуды знакомым, долги по зарплате... От специализации зависят оперативность действий коллектора и способы взыскания. Если должник готов вести диалог, коллектор поможет составить график погашения долгов и определить источник средств для погашения. Он может применить и принудительные меры: от ареста счетов в банках до наложения взыскания на имущество. Здесь коллекторам помогает их регулятор - ФССП. Приставы могут наложить запрет на выезд за границу, арестовать автомобиль, удерживать часть зарплаты. Если расставание с каким-то имуществом неизбежно, то эксперты советуют не тянуть.
«В рамках законодательных процедур срок урегулирования может занять несколько лет, и в условиях текущей ситуации с ценами на недвижимость должник рискует потерять до 45% от рыночной стоимости квартиры», - отметил генеральный директор ООО «КИТ Финанс Капитал» Денис Аксенов. Напомним, что взыскание на квартиру можно налагать лишь в том случае, когда у должника есть какое-то другое жилье.
Постепенно рынок взыскателей долгов принимает правовую форму. Утюги и паяльники ушли в прошлое, и теперь коллекторы должны помогать должникам, попавшим в трудную ситуацию. Они могут наладить контакт с кредитором, заморозить сумму долга, помочь с реализацией имущества по рыночной стоимости. Все зависит от самого должника: готов ли он признавать долги или занимает глухую оборону.
Комментарии