Автопром затягивает гайки

Значительный спад продаж заставляет российских автопроизводителей сокращать издержки самыми разными способами. В том числе расширяя спектр услуг и сокращая персонал.

Автопром затягивает гайки  | ФОТО Alexander-Chaikin/shutterstock.com

ФОТО Alexander-Chaikin/shutterstock.com

После неожиданного подъема в конце лета – начале осени российский авторынок вновь «спикировал»: по итогам нынешнего года ожидается падение продаж на уровне 37% (к 2014-му). Это означает, что даже при благоприятном развитии событий в нынешнем году в России будет реализовано около 1,57 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей. А в следующем, скорее всего, ситуация сохранится. При этом некоторые марки потеряли больше среднего по рынку: Ford Sollers по итогам девяти месяцев 2015 года снизил объемы продаж на 41%.

Именно с этим на предприятиях автопрома и связывают намерения об остановке конвейеров и планы по сокращению персонала. Например, на заводе Ford Sollers во Всеволожске готовы остановить выпуск машин с 18 ноября 2015-го по 15 января 2016-го и запустили программу добровольного увольнения сотрудников, в рамках которой изъявившим желание предлагается расстаться с компанией, получив в виде компенсации пять окладов. Подобная практика на этом предприятии уже отработана, поскольку в 2014 году завод дважды простаивал, а по соглашению сторон с него уже были уволены около 700 человек. Однако теперь речь идет лишь о десятках. Что касается оставшихся, то им во время вынужденного простоя обещают выплачивать две трети от оклада.

«Ситуация на рынке требует от предприятий взвешенного подхода, разработки новых стратегий ведения бизнеса, – заявил по этому поводу заместитель председателя правительства Ленинградской области по экономике и инвестициям Дмитрий Ялов. – Руководству компании приходится принимать меры, направленные на экономию средств. В частности, принято решение об увеличении периода традиционных новогодних каникул».

О своих планах на «кадровую» перспективу объявил и петербургский завод компании Nissan. По словам Колина Лоутера, старшего вице-президента по производству, управлению поставками и закупками в Европе, из-за непростых экономических условий весной 2016 года завод перейдет на работу в одну смену (сейчас их две) и сократит около 500 специалистов. Правда, при этом по мере восстановления спроса на рынке завод сможет вернуться и к двухсменному графику.

Вместе с тем на заводе Nissan остановок производства не планируется – только общероссийские праздничные «каникулы» с 1 по 10 января. Примерно так же (с разницей в 1 – 2 дня) намерены действовать на заводах Hyundai и Toyota.

А завод General Motors (GM), как известно, свои «персональные» и прочие проблемы решил кардинально весной 2015 года, когда было объявлено о его консервации. И хотя почти двухмесячные «каникулы» на Ford Sollers в российской практике аналогов не имеют, речи о решении, аналогичном GM, конечно, не идет.

Что касается сокращений в петербургском автопроме, то даже единовременное «поступление» на рынок труда нескольких сотен специалистов вряд ли изменит уровень его устойчивости. Например, по состоянию на середину ноября, одних только автослесарей в Петербурге требуется более 150 человек. А ведь кроме них нужны десятки электриков, маляров, сварщиков и т. д. И все – с приставкой «авто». Ведь если не продают (точнее – не покупают) новые автомобили, то больше приходится латать старые машины...

Вместе с тем, как считают аналитики, основная трудность заключается в том, что с автозаводов увольняются ставшие ненужными им «конвейерные» специалисты, привыкшие выполнять всего несколько операций. А автосервисам, в которых есть потребность в рабочей силе, чаще всего нужны универсалы, способные выполнить заказ «от и до».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (5586) от 17.11.2015.


Комментарии