Получится ли у Петербурга стать центром притяжения для финских туристов?

Петербург и Ленинградская область на наших глазах превращаются из оплотов индустрии в центр мирового туризма. В отчетах чиновников - числа с шестью нулями: 7 миллионов гостей в год, 10 миллионов - кто больше? Увы, Cеверная столица и 47-й регион принять столько визитеров, сколько захочется, не смогут. Обычно здесь вспоминают о нехватке номеров в трехзвездных гостиницах, современных автобусов и кафе с местной кухней. Проблема, однако, не только в качестве инфраструктуры, но и в дефиците идей, которые могут двигать сферу гостеприимства дальше.

Получится ли у Петербурга стать центром притяжения для финских туристов? | Фото: GORBACHEVSERGEYFOTO/Pixabay

Фото: GORBACHEVSERGEYFOTO/Pixabay

Натурально-денежный обмен

Главный тренд современной туриндустрии - привлечь как можно больше экзотических гостей. В особом почете - китайцы. Их много и они почитают нашу страну как родину Ленина. Значительно меньше гостей из Республики Корея и японцев, индийцы и иранцы пока в диковинку.

За скобками остаются туристы, которые еще недавно обеспечивали кассу ленинградским-петербургским отелям, ресторанам и музеям. Речь идет о финнах и примкнувших к ним шведах, воспетых в известном стихотворении Владимира Высоцкого про Пять углов. Опустим воспоминания о временах фарцовки и натуробмена бутылки хорошей водки на джинсы, вернемся к реалиям последних лет двадцати. В 1990-х отрасль въездного туризма в Ленинграде - Петербурге переживала не лучшие времена. Поесть культурно было почти негде, на каждом углу стояли менялы и прочие «дельцы», которых сторонились наши соседи.

Все изменилось в 1998 году, когда доллар и финляндская марка подорожали в несколько раз и гостям из Суоми стало выгодно покупать у нас некоторые товары. Скажем честно: выбор продукции был невелик, и туристы зачастую ограничивались традиционным «русским сувениром» - водкой.

Очередная волна перемен на российско-финской туристической «границе» - 2008 - 2009 годы. Дорогая валюта и дефицит отечественных товаров и услуг вызвали к жизни инвестиционно-промышленный бум. Возрождались старые предприятия, расцвела сфера услуг. В северной столице открылись современные кафе и рестораны, где видавшие виды финн или швед уже могли пообедать дешево (в валютном исчислении) и вкусно. Объявленная Центробанком девальвация рубля в 2014-м открыла для финнов новые перспективы поездок в Россию.

Новые смыслы туризма

Однако сегодня для привлечения соседей подешевевшего рубля недостаточно. Им, как и путешественникам из других стран (того же Китая), нужно предложить новые смыслы для посещения Петербурга и Ленобласти. Например, создать центры культурного и коммерческого притяжения в близком для них городе.

Как нельзя лучше для этой роли подходит Выборг. Для ответа на вопрос, что можно и нужно сделать в стратегически важном для России и Финляндии городе, проведем небольшую экскурсию по Выборгу.

Если идти от железнодорожного вокзала по Ленинградскому проспекту до самого его конца, упремся в промзону. Ни один гид в здравом уме не приведет сюда туристов: смотреть-то не на что. Кому придет в голову любоваться на обшарпанные мельницы, склады и заводские корпуса? И это притом что возведены они были такими выдающимися архитекторами, как Георг Ягеррос, Арне Савела, Эркки Хуттунен, Валде Ауланко, Бруно Лааксо, а кое-где отметился и Уно Ульберг. Золотой (точнее - белый, как его называют эксперты) век функционализма. Не одним Алваром Аалто, как видим, гордится Выборг.

Впрочем, нас интересует не форма, а содержание этих некогда замечательных строений. Перед вами две шести- и семиэтажные мельницы: восточная была построена в 1932 году финским кооперативным обществом SOK, западная - его конкурентом ОТК в 1936-м. Кстати, автор комплекса SOK - Эркки Хуттунен - получил за свой проект золотую медаль за архитектуру на Парижской выставке 1937 года.

Проходим чуть дальше и видим два зеркально симметричных комплекса, каждый из которых состоит из длинного двухэтажного склада и пяти- или семиэтажной конторы. В конце 1930-х их возвели два конкурента - торгово-закупочные компании «Старкйоханн» и «Ханккийя».

Все вышеназванные объекты, равно как и расположенный в центре Выборга на берегу привокзальной бухты Салаккалахти (Большой Ковш) семиэтажный центральный офис и склад торговой фирмы «Саво-Карьяла» (1938 г., архитектор Тойво Паатела), были напрямую связаны с сельхозкооперацией и фермерским движением Карельского перешейка.

Эти компании покупали у кооперативов, созданных фермерами, их сельхозпродукцию, за это обеспечивая селян всем необходимым - от техники до мебели. Объемы производства сельхозпродукции были такими, что склады одной только фирмы SOK принимали на хранение до 450 тонн зерна в каждое из 18 цилиндрических хранилищ.

Сельхозкооперация в те годы была настолько сильна на перешейке и в южной Карелии, что выросшие из SOK и «Саво-Карьяла» предприятия стали крупными корпорациями, успешно работающими по сей день. Первая известна такими торговыми марками, как ABC!, Alepa и S-Market, а также Prisma. Вторую мы знаем под именем «Кеско», ей принадлежат магазины, начинающиеся на букву К.

Трамвай, которого нет

Сегодня склады и элеваторы в тупике Ленинградского проспекта в Выборге - тяжкая обуза для городских и, возможно, областных властей. Былого функционала данным объектам функционализма, простите за тавтологию, не вернуть. Не собирают крестьяне из окрестных мест зерна, не вступают в сельхозкооперативы. Если бы цена земли в Выборге была хоть немного выше, некогда белые внушительные здания снесли бы подчистую.

Но именно сейчас, когда Петербург и Ленинградская область переживают времена туристического расцвета, у былой гордости выборгской экономики появился шанс на возрождение. Разумеется, пусть не в прежней, но в обновленной форме. Например, в просторных корпусах бывших складов можно разместить стоковые магазины одежды, обуви и прочего ширпотреба (такие места именуют аутлетами, коих немало в Петербурге). На крышах летом есть возможность оборудовать видовые террасы с кафе, оттуда откроется прекрасный вид на залив.

Реновация старой промзоны позволит оборудовать цивилизованные стоянки для туристических автобусов, привозящих в Выборг гостей из Хельсинки, Эспоо, Тампере и других финских городов. В этой же промзоне можно заложить и музейную функцию - например, воссоздать трамвайное депо старого Выборга с экспозицией артефактов, фотографий и картин с изображениями некогда второго по важности и численности населения города Суоми.

Материал был опубликован в газете под № 092 (6201) от 25.05.2018 под заголовком «Артефакты выборгской промзоны».

#туризм #Финляндия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 092 (6201) от 25.05.2018.


Комментарии