Арктику на завтра не отложишь

Несмотря на внешнеэкономические трудности, российские власти не отказываются от идеи разработки арктических месторождений нефти и газа. Добывающие компании исходят из того, что площадь нашего континентального шельфа превышает 6 млн кв. км, более 4 млн из которых перспективны для добычи углеводородов. При этом 85% перспективного шельфа находится в акватории Северного Ледовитого океана. Для освоения залежей нефти и газа, зарытых природой под толщей студеной воды, в дополнение к имеющемуся нужно построить принципиально новый флот _ около сотни танкеров и газовозов, 100 судов обеспечения, 50 нефтяных и газовых платформ. Сможет ли Россия сделать все это самостоятельно?

Арктику на завтра не отложишь | ФОТО сайта www.kartinki.me     Для России «тяжелой нефти» быть не может. Раз наполнение бюджета зависит от продажи углеводородов, их надо уметь добывать и на суше, и на море.

ФОТО сайта www.kartinki.me Для России «тяжелой нефти» быть не может. Раз наполнение бюджета зависит от продажи углеводородов, их надо уметь добывать и на суше, и на море.

Очевидное и вероятное

«Мы приходим в Арктику, не имея технологий бурения, добычи, транспорта нефти и газа. Но не надо тешить себя иллюзиями, что мы можем позаимствовать их у более развитых стран. Таких решений просто нет, _ сказал на прошедшем недавно в Петербурге Газовом форуме председатель научного совета РАН по геологии и разработке нефтяных и газовых месторождений Алексей Конторович. _ В зонах развития многолетних льдов ни одна страна, включая Канаду и Норвегию, еще не работала. Но Арктику нельзя откладывать на завтра. Поэтому нам придется создавать или в партнерстве или, в случае санкций, без него свои технологии и оборудование».

В Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), объединяющей все крупнейшие верфи России, о нуждах недропользователей знают. По словам Алексея Дикого, и. о. вице-президента ОСК, несколько лет назад эксперты начали сбор информации о потребности отечественных сырьевых корпораций в судах ледового класса. Они собрали заказы со всех заинтересованных министерств и ведомств, частных и государственных компаний. Выяснилось, что до 2030 года России необходимо построить 235 различных судов, платформ и терминалов.

Чтобы выполнить эту задачу в срок, ежегодно российские верфи должны спускать на воду по 15 судов или платформ. Если бы этот план выполнялся по оптимистическому сценарию, то сегодня отечественный арктический гражданский флот должен был уже получить 45 судов.

В реальности за это время были построены: одна платформа «Приразломная», одна плавучая буровая установка «Арктическая». На верфях заложены дизельные ледоколы мощностью 16 и 25 мегаватт. Кстати, проект последнего был разработан 27-летним петербургским конструктором Ильей Щербаковым, о котором мы рассказывали. Сейчас подписан контракт на строительство серии из двух атомных ледоколов по 60 мегаватт.

При этом большинство отечественных верфей не загружены: нынешние мощности Балтийского судостроительного завода позволяют ежегодно производить четыре атомных ледокола, но такого заказа у завода нет. При этом, пожалуй, лишь северодвинский «Севмаш» чувствует себя более-менее уверенно. Кроме того, немалая часть заказов ушла на хельсинкскую судоверфь Arctech, с некоторых пор полностью принадлежащую нашей ОСК. Правда, финны не все делают сами: элементы корпуса судов арктического класса вчерне делают корабелы Выборга и Калининграда.

«Судостроителям нужна конкретная и исполняемая государством и корпорациями программа, где будет значиться, сколько, чего и в какие сроки необходимо строить, _ считает Алексей Дикий. _ На данный момент таковой нет, а создавать ее нужно прямо сейчас».

Короткие заполярные годы

Крупнейший разработчик месторождений российской Арктики _ «Газпром». У него 36 лицензий на работы на шельфе России, в том числе в акватории Северного Ледовитого океана. Все проекты находятся на разных стадиях. Например, на Киринском газоконденсатном месторождении в Охотском море в октябре прошлого года был получен первый газ, а в конце прошлого года на знаменитом Приразломном месторождении в Печорском море _ первая нефть.

Но в основном «Газпром» пока занимается геологоразведкой. Корпорация рассчитывает эксплуатацию месторождений на 15 _ 20 лет, поэтому у отечественного судостроения есть время для запуска в серию новых судов арктического класса.

«На самом деле это срок небольшой, _ сказал на Петербургском международном энергетическом форуме заместитель председателя правления «Газпрома» Валерий Голубев. _ Я вынужден признать, что в нашей стране инженерный и научный потенциал во многом утрачен, если сравнивать с советскими временами. Когда я закончил Электротехнический институт в 1975 году, СССР полностью сам строил полупогружные буровые установки. Сегодня мы вынуждены надводные сооружения заказывать в Южной Корее. Правда, корпусные части по-прежнему могут делать на Выборгском судостроительном заводе или «Севмаше».

Северодвинские судостроители, однако, считают, что свободных мощностей в их доках нет: там строятся атомные субмарины нового поколения, а гражданские суда лучше строить где-нибудь еще. Что-то может взять на себя Петербург, что-то _ Выборг. А вот огромные газовозы для транспортировки сжиженного природного газа на Балтике строить негде: проект верфи на острове Котлин почил в бозе. Сейчас ОСК совместно с южнокорейскими партнерами пытается построить такую верфь на Дальнем Востоке в расчете на нужды «Роснефти». Но на всю Арктику этих мощностей не хватит.

Путь к «Победе»

«Роснефть» _ вторая после «Газпрома» компания, которой разрешено вести разработку месторождений на российском шельфе. Сегодня в ее распоряжении находится свыше 40 лицензий с общими запасами более 39 млрд тонн нефтяного эквивалента. Очевидно, что такой фронт работ потребует множества судов сопровождения и морской техники: поисково-разведочные, добычные платформы, технику для транспортировки нефти и пр.

В сентябре «Роснефть» открыла новое месторождение сверхлегкой нефти в Карском море, которое назвали «Победа». Более того, там была получена первая нефть, что подтвердило прогнозы геологоразведки и доказало, что российские компании могут сделать многое в сжатые сроки.

«Все проекты с нашими партнерами подразумевают локализацию. Для некоторой техники этот показатель достигает 70%, _ пояснил вице-президент НК «Роснефть» Андрей Шишкин. _ Для этого компания развивает в стране два производственных кластера: на Дальнем Востоке, где строится большая современная верфь, и в Мурманске, где упор делается на морскую технику».

Мурманский кластер станет базой обеспечения арктических проектов нефтяной компании. При этом специалисты считают, что двумя базами при освоении шельфа не обойтись: нужно восстановить систему метеорологических и исследовательских станций, которые работали по всему Северному морскому пути. Сейчас же, по утверждению полярников, обеспечивающая инфраструктура осталась только к западу от Диксона.
«Для восстановления сети метеостанций мы создали арктический научный центр, _ уточнил Андрей Шишкин. _ Он изучает ледовую обстановку, проводит сейсмическую разведку, оценивает экологические последствия разработки месторождений».

Пока «Роснефть» восстанавливает инфраструктуру Севморпути, «Газпром» готовится к освоению Южно-Киринского газоконденсатного месторождения на Сахалине. Специалисты сходятся во мнении, что сегодня в мире вообще нет месторождений, разрабатываемых в столь сложных условиях. Температура воздуха там опускается до минус 44 градусов по Цельсию, держатся высокая влажность и туманы. Для Охотского моря характерна и высокая сейсмическая активность. Не располагают к работе и льды толщиной до 70 см _ особенно когда они начинают дрейфовать.

У российского газового монополиста есть свой флот _ один из крупнейших у наших добывающих компаний: полупогружные и самоподнимающиеся платформы, вспомогательные и крановые суда и др. Однако к 2030 году компании понадобятся еще 30 вспомогательных судов и 10 нефтяных платформ. Всю эту технику могут делать российские заводы. При условии что им создадут четкие и понятные правила игры.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 {5328} от 27.10.2014.


Комментарии