Апельсин до добра доведет

Перечисление денег в детские дома, приюты или больницы сегодня стало неотъемлемой частью реноме любой уважающей себя компании. Совсем другое дело – регулярно делиться своим личным временем с теми, кто нуждается в заботе. И тем не менее в городе растет корпоративное волонтерское движение, когда благотворительностью на постоянной основе занимаются целые коллективы. Сегодня в Петербурге таких коллективных волонтеров не менее сотни.

Апельсин до добра доведет | Если бы на клавиатуре каждого компьютера была клавиша «любовь», мир, не исключено, стал бы лучше. ФОТО Stuart MILES/shutterstock.com

Если бы на клавиатуре каждого компьютера была клавиша «любовь», мир, не исключено, стал бы лучше. ФОТО Stuart MILES/shutterstock.com

На общественных началах

В ряды добровольцев приходят по-разному. Например, на фабрике Wrigley все началось с... цитрусовых.

Сотрудница предприятия Евгения Избицкая долгое время ухаживала за лежащей в больнице бабушкой. Пока ходила к старушке как на работу, такого насмотрелась, что, когда родная душа умерла, решила помогать тем, кто в этом нуждается. В Интернете нашла благотворительную организацию, которая предложила ей заниматься английским языком с девочками из приюта «Маша».

– Как-то прихожу к ним, а в сумке у меня апельсины, – рассказывает Евгения, – нам часто дают их на работе в дополнение к платным комплексным обедам. Девчонки моментально их разобрали. После этого я начала собирать фрукты специально и в конце недели относить в приют. Коллеги, видя на моем столе горку цитрусовых, подшучивали надо мной, мол, для кого копишь? Когда же я рассказала, что они предназначены для воспитанниц приюта, количество фруктов на столе стало увеличиваться прямо на глазах. Пришлось поставить специальную корзинку. Но вскоре и она стала мала. Тогда парни с производства сделали емкость побольше, красочно ее оформили и подписали «Фрукты для детей». Корзина переехала в столовую, и теперь уже все желающие, включая гостей фабрики, собирали апельсины для приюта.

Это было четыре года назад. А сегодня специалисты компании помогают выпускникам детских домов, оканчивающим школу, найти свое место в жизни: знакомят их с профессиями торгового представителя, мерчендайзера, проходят с ребятами всю производственную цепочку, которую проделывает товар от цеха до покупателя.

Из этих отношений вырастает нечто большее, чем просто знакомство с профессией. Дети обзаводятся друзьями, с которыми можно посоветоваться, поделиться своими мыслями и соображениями. Обратиться за помощью, в конце концов. Они уже не чувствуют себя такими одинокими на этой земле.

Бесценные мелочи жизни

К слову сказать, благотворительность существовала и в советское время. Многие предприятия, согласно спущенному сверху циркуляру из обкома или райкома партии, брали шефство над детскими домами и трудными подростками. Занятие это было настолько обычным, что говорить о нем во всеуслышание было даже не принято.

В современной России о меценатстве вспомнили лет двадцать назад. Не последнюю роль в этом сыграли и медийные личности, которые привлекли внимание к проблеме, участвуя в акциях, собирая деньги, создавая фонды. Постепенно совершать добрые поступки по зову сердца стало потребностью многих.

Так, в друзьях у центра для детей-сирот # 31 Московского района оказалось сразу несколько организаций. И такое социальное партнерство, как считает его замдиректора Марина Лагунова, неоценимо.

– Государство, конечно, обеспечивает наших детей всем необходимым, – делится она, – но без наших шефов у Сашиной кроватки не было бы разноцветного мягкого коврика, его личного, который он сам выбрал, у Лены не было бы на тумбочке красивой настольной лампы, у Димы – полочки... То есть чего-то своего, необезличенного. Эти мелочи, которые остальные дети считают чем-то обыденным, для ребят из детских домов – бесценны.

Еще волонтеры абсолютно бесплатно водят воспитанников центра в музеи, театры, спортивные секции. И не только... Буквально «сыном полка» Петербургского университета ГПС МЧС стал один трудный подросток, который попал в центр практически с улицы. Этого мальчишку, которого жизнь научила лишь сквернословить, драться и даже воровать, курсанты университета теперь берут в выходные с собой в город, чтобы он вместе с ними проводил свободное время и видел, чем увлекаются его успешные сверстники, что вокруг столько интересного, что можно жить по-другому.

Катушка Тесла тоже пригодилась

На первый взгляд может показаться, что стать волонтерами просто: было бы желание. Но это не так. Волонтер должен уметь общаться с подопечными, например, знать, что можно сказать и в каких случаях, а о чем следует молчать. Поэтому путь будущих волонтеров обычно лежит через социальные службы и благотворительные организации.

– Мы проводим тренинги и встречи, на которые приглашаем психологов, педагогов, других специалистов, – рассказывает Евгения Вуйма, специалист по связям с общественностью благотворительной организации «Петербургские родители», – часто у волонтеров возникает вопрос: как убедить коллег или начальника заняться благотворительностью? Тут помогут личный пример и умение рассказать о своем опыте так, чтобы окружающих зацепило за живое. И отсюда часто вырастает другая проблема: люди хотят помогать, но не знают, как. А помощь на самом деле нужна самая разная. В каждой организации есть свои резервы, которые можно обратить на благое дело. Здесь важен творческий подход.

В качестве примера такового можно привести благотворительный проект, который придумали в Межрегиональной распределительной сетевой компании Северо-Запада. Называется он «Подружись с электричеством». Команда специалистов разъезжает по детским домам и в форме игры рассказывает детям, как уберечься от электрических травм в быту и на улице.

– Детдомовских ребят ограждают от всех опасностей, – рассказывает Валерия Шубина, ведущий специалист департамента по связям с общественностью компании, – если домашних детей родители считают своим долгом предупредить: «к розеткам не лезь», «к трансформаторной подстанции не подходи» и объяснить почему, то воспитателям такими разъяснениями заниматься просто некогда. Поэтому мы решили взять это на себя.

Компания выделила специальную машину, в которую загружается наглядный материал, в том числе и знаменитая катушка Тесла. С ее помощью ребятам демонстрируют настоящие молнии и попутно рассказывают, чем они опасны и как от них защититься. Один из членов передвижной команды – настоящий электромонтер во всем обмундировании, дети могут потрогать его защитную экипировку и даже померить. Недавно в программу «электрического» проекта включили еще и урок «Безопасное селфи», так как участились случаи, когда подростки фотографируются в совершенно не подходящих для этого местах, что иногда заканчивается трагически.

Добро в моде

Представители коллективов, которые занимаются корпоративным волонтерством, утверждают, что польза от этого обоюдная.

– Добрые дела, которые мы делаем, сплачивают коллектив, рождают чувство взаимного уважения среди коллег, – считает Анна Бархатова, руководитель службы внешних коммуникаций банка «Санкт-Петербург». – И друг друга для себя мы порой открываем с самой неожиданной стороны. Например, один из благотворительных проектов, который предложили наши сотрудницы, – обучение ребят из детского дома модному нынче искусству декупажа – умению превращать обыденные бытовые вещи в настоящие произведения искусства.

По мнению Евгении Вуймы, количество коллективных волонтеров растет, потому что люди меняются в лучшую сторону.

– Мне много приходится общаться с горожанами, и еще лет шесть назад примерно половина наотрез отказывались участвовать в каких-либо благотворительных акциях, – утверждает она, – сегодня таковых осталось не более десяти процентов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 013 (5630) от 27.01.2016.


Комментарии