Анатомия большого кошелька

2015 год может открыть новую тенденцию в российской экономике: банкротство не предприятий, а целых регионов. Региональные и муниципальные бюджеты, составляющие менее половины консолидированной казны России, уже сейчас не справляются с возложенными на них полномочиями – от роста зарплат бюджетникам до финансирования пригородных пассажирских перевозок. На региональных и местных властях лежит тяжкая ноша развития социальной и транспортной инфраструктуры, при этом многие из них из-за осложнения внешнеэкономической ситуации рискуют потерять даже имеющиеся доходы. На местах растет дефицит бюджета – как следствие, и долги перед кредиторами (в основном это банки).

Анатомия большого кошелька | ФОТО Valeri-Potapova/shutterstock.com

ФОТО Valeri-Potapova/shutterstock.com

Два рубля берем –
один отдаем

Понять, как устроена межбюджетная система России, лучше на примере Петербурга. По данным Петростата, за январь – ноябрь 2014 года жители и предприятия северной столицы заплатили налогов и сборов на общую сумму 612 млрд рублей (на 20% больше, чем за аналогичный период 2013-го). В городскую казну поступил только 51% этих средств.

Самая значительная подать – налог на добавленную стоимость (НДС) – целиком уходит в центр. За указанный период мы уплатили НДС почти на 150 миллиардов. Это на 38,8% больше, чем за первые 11 месяцев 2013-го. Такого роста не показали другие подати – что понятно, ведь НДС зависит от выручки предприятий, а та в свою очередь складывается из цены товаров и услуг. Цены на них весь прошлый год росли вслед за котировками доллара и евро.

По другим налогам картина спокойнее. Налог на прибыль организаций, 77% которого поступает в казну Петербурга, собрал 133 млрд рублей – это на 14% больше в годовом исчислении. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), который почти целиком идет в бюджет региона, в январе – ноябре 2014-го стал «тяжелее» на 9% (в абсолютном исчислении – 140 миллиардов).

В январе – ноябре прошлого года петербургские предприятия заплатили на 21,9% больше акцизов, чем в 2013-м, – на сумму 113,4 млрд руб. Из этих денег городу достался только 1 из каждых 10 рублей. Налоги на имущество дали куда меньше: 42 миллиарда – меньше, чем за первые 11 месяцев 2013 года. Это обидно, ведь 100% этой подати идет городу.

Любопытное замечание: Петербургу (как и любому другому региону) в основном достаются сборы по вероятностным налогам – на прибыль, зарплату, имущество. То есть их выплаты зависят от многих факторов – насколько эффективно работали бизнес-структуры, стали ли мы больше зарабатывать, купили ли больше квартир. В условиях осложнения внешнеэкономической ситуации, разумеется, эти экономические категории становятся весьма шаткими.

А вот подати, которые зависят от цены товаров, а потому всегда будут расти – НДС, акцизы, уходят в центр. Петербург в этой ситуации выглядит еще неплохо, ведь городская экономика диверсифицирована – значит предприятия в любом случае найдут рыночную нишу и будут функционировать, а их работники получать зарплату. Какую – это уже другой вопрос.


Пятое кольцо Москвы

Что касается других регионов, кроме столичных и сырьевых, то там картина будет иной. В 2015 – 2018 гг. только на поддержку жизненного уровня работников бюджетной сферы субъекты Федерации ежегодно будут тратить на 1 трлн рублей больше. В структуре консолидированных региональных бюджетов России траты на зарплату вырастут с 24% в 2012 году до 35% в 2015-м. В казне некоторых субъектов «зарплатная доля» превысит 50%.

К таким выводам пришло международное агентство Standard&Poor,s (S&P), эксперты которого проанализировали финансовую статистику российских регионов. Они пришли к еще одному любопытному выводу: в 2015 году обанкротившиеся области станут соседями столичных регионов.

Вести с мест подтверждают опасения аналитиков. Так, дефицит бюджета Волгоградской области в 2015 году планируется в размере 8,1 млрд рублей. При этом объем госдолга региона (то, что область уже должна банкам) вырастет до 48,8 млрд рублей. Это почти 70% собственных поступлений в казну. Для погашения долгов правительство региона намерено делать новые займы. Чтобы залатать такую дыру, волгоградским властям придется выпустить облигаций на сумму, в 6 раз превышающую годовой дефицит бюджета.

Положение Свердловской области чуть лучше: на 2015 год дефицит ее консолидированного бюджета запланирован на уровне 34 млрд рублей, а долг области и ее муниципалитетов достиг только 37,3 млрд рублей. Тут властям надо продать облигаций в 2 раза больше, чем если бы долга не было вообще, а был бы только дефицит годового бюджета. Хотя это, согласитесь, то еще утешение...

«Дефицит и долги консолидированных бюджетов субъектов Федерации к концу 2015 года могут достичь 3 трлн рублей – вдвое больше, чем в начале 2013 года, – говорится в докладе Standard&Poor,s. – Почти в половине регионов долг превысит 60% доходов (сейчас такое превышение зафиксировано лишь в 15 субъектах Федерации). На обслуживание долга в среднем будет уходить по 1 из каждых 10 собираемых в регионе налоговых рублей».

Что делать? На этот вопрос есть ответ. Правда, не из числа популярных: федеральному центру придется выбрать одно из двух: либо перераспределять налоговые поступления в пользу регионов, либо сокращать перечень финансовых обязательств субъектов Федерации.

И то и другое центр вряд ли устроит: кто просто так согласен терять деньги? Но и альтернативы этим решениям нет, ведь введение новых податей для предприятий и граждан противоречит заявленной политике консервации налоговой системы. Конечно, можно вообще ничего не делать в ожидании роста цен на нефть. Если этот углеводород вновь подорожает до 100 долларов за баррель, финансовые раны заживут сами собой.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 011 (5384) от 26.01.2015.


Комментарии