Али-Баба и сорок посредников

В Центре импортозамещения и локализации северной столицы был презентован пилотный проект интернет-площадки «Экспортный портал Санкт-Петербурга». Его создатели - представители Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) - уверены, что благодаря этому ресурсу уже через полтора года более 10 тысяч петербургских предприятий смогут успешно экспортировать свою продукцию на зарубежные рынки, увеличив общий объем поставок в 2 - 2,5 раза.

Али-Баба и сорок посредников | Иллюстрация Dragana-Gerasimivski/shutterstock.com

Иллюстрация Dragana-Gerasimivski/shutterstock.com

Гордиться общими экспортными результатами, особенно в последнее время, мы имеем право. Петербург занимает второе место в рейтинге регионов России по объему экспорта. Сейчас в северной столице занимаются экспортом 208 крупных и средних предприятий и примерно 650 малых.

«По данным таможенной статистики, в 2016 году объем экспорта (без учета нефтепродуктов) из Петербурга составил 15,8 млрд долларов, - говорит председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин. - Лидерами в этом направлении являются такие основные отрасли, как производство транспортных средств и оборудования, металлургия. В последнее время резко вырвалась вперед фармацевтика - в прошлом году рост экспорта в этом сегменте составил 53%».

Что же касается, к примеру, продукции легкой промышленности, то ее путь на внешние рынки пока еще достаточно тернист. «Иллюзия того, что мы производим и продаем только сырье, оружие и танки, далека от истины, - комментирует президент АКИТ Алексей Федоров. - К сожалению, немногие знают, что до 40% товаров, которые реализуют такие компании, как «М.Видео», «Эльдорадо», MediaMarkt, - это российская или собранная в России продукция».

В нашей стране производится немало уникальной дизайнерской одежды, ювелирных изделий, игрушек и развивающих игр. Но так исторически сложилось, что наша страна никогда не занималась экспортом мелочей, соответственно, и наше законодательство на этот сегмент абсолютно не ориентировано.

Чего стоит только неадекватная процедура возврата НДС российским экспортерам, согласно которой наши предприниматели сталкиваются с классическим случаем двойного налогообложения. Налицо сильнейший пробел в так называемом розничном экспорте, который мы пытаемся компенсировать с помощью внедрения новых механизмов продвижения наших товаров на внешнем рынке в онлайн-формате.

Чтобы оценить уровень пропасти, о которой говорит эксперт, достаточно сравнить следующие цифры. Ежегодно только через крупнейшую онлайн-площадку Aliexpress (дочка Alibaba Group - всемирного интернет-гиганта китайского происхождения) в Россию поступает 300 млн интернет-посылок с импортными товарами. Тогда как обратно из России за рубеж уходит всего 2 млн посылок, то есть в 150 раз меньше. Для справки: из Петербурга на данный момент за границу уходит около 50 тыс. онлайн-заказов в год. Основная задача нового проекта на первом этапе - нарастить этот показатель до 100 - 150 тыс. посылок в год.

«Скопировать портал, который будет сам что-то продавать, да еще и по всему миру, в нынешних экономических условиях - утопия, - объясняет Алексей Федоров. - Дело в том, что такой портал требует долгой раскрутки и сотни миллионов долларовых вложений... Мы решили создать не продажный портал, а интернет-агрегатор, основная функция которого - сконнектить российских производителей с уже действующими зарубежными интернет-площадками, взяв на себя решение всех организационных вопросов.

Только на получение аккредитования с Aliexpress, дающего право через данный ресурс поставлять российские товары в европейские страны, наша профессиональная команда потратила полгода. А на аккредитование с Amazon (крупнейшая американская интернет-площадка с подразделениями в Германии, Японии, Англии, Франции и многих других странах. - Авт.) - год».

Практика показала, что российским компаниям и индивидуальным предпринимателям в одиночку сотрудничать с зарубежными монстрами интернет-торговли почти невозможно. Amazon с российскими юридическими лицами работать отказывается в пользу европейских и азиатских компаний. Практически все индивидуальные попытки наших предпринимателей сотрудничать с Alibaba Group тоже провалились.

Новый интернет-ресурс «Экспортный портал Санкт-Петербурга» - это своеобразное «единое окно», благодаря которому петербургские производители получат возможность представить свои товары на крупнейших торговых онлайн-площадках мира. А именно - создатели портала берут на себя посреднические функции, в которые входят аналитика и маркетинговые исследования, чтобы товары шли именно туда, где они могут быть востребованы.

Сумма инвестиций, которые члены АКИТ вложили в создание ресурса, - 27 млн рублей. Первые полгода портал будет работать со всеми петербургскими компаниями на бесплатной основе.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии