Взять и поделить. На пять

По данным компании Pricewaterhouse Coopers (PwC), за неполных шесть лет количество индивидуальных предпринимателей в России сократилось на 8%. В исключительном положении оказалась только Москва, где число ИП выросло в полтора раза. Это лучший показатель по России, ведь в других экономически развитых регионах малый бизнес развивался скромнее. Так, количество ИП в Петербурге выросло на 43%, в Московской области - на 31%, в Ленинградской - почти на 15%.

  Взять и поделить. На пять | Иллюстрация Sergey Nivens/shutterstock.com /shutterstock.com

Иллюстрация Sergey Nivens/shutterstock.com /shutterstock.com

Отставание Ленобласти от желаемого уровня развития малого бизнеса каждый год обсуждают в формате «мозгового штурма» на форуме малых и средних предпринимателей (МСП) 47-го региона. В этом году модератором сессии «Эффективное регулирование и административные барьеры» был, кстати, президент Национального исследовательского университета (НИУ ВШЭ) - Петербург Александр Ходачек. Именно ВШЭ работает над стратегией развития МСП Ленобласти до 2030 года.

Основная проблема - бюрократизация бизнес-процессов. О какой эффективности малого бизнеса может идти речь, когда в систему малого и среднего предпринимательства вмонтированы 156 видов федерального контроля, 44 - регионального и 13 видов - муниципального! Участники недавнего «мозгового штурма» предложили сократить число плановых проверок минимум в 5 раз.

Модераторами деловой игры «Торговля, услуги в малом, среднем бизнесе» выступили председатель комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка правительства Ленобласти Светлана Нерушай и вице-президент ассоциации «Ленинградская областная торгово-промышленная палата» (ЛОТПП) Дмитрий Прокофьев. Модераторы выделили следующие темы: развитие центров торговли и услуг, расширение ярмарочной деятельности, создание условий для мобильной (автолавки) и дистанционной торговли, развитие Интернета.

Общим бичом для всех обсуждаемых проблем участники назвали ужасные дороги, низкий платежеспособный спрос населения, высокий процент пенсионеров, диктат федеральных торговых сетей.

«После прихода сетей весь малый торговый бизнес Тихвинского района практически вымер!» - негодовала исполнительный директор ассоциации «Совет муниципальных образований Ленобласти» Александра Бондарь. Впрочем, механизмов противостояния торговым монополистам до сих пор не придумано. Альтернативой могли бы стать торгово-закупочные кооперативы, которые продвинули вперед сельхозсектор соседней Финляндии, но у нас кооперация далеко в глушь на зашла.

Областные коммерсанты из системы МСП считают торговые сети, которые в объемах розницы Ленобласти занимают 60%, не просто всесильным конкурентом, но чуть ли не классовым врагом. Один из участников деловой игры, начальник управления специальных проектов холдинга Х5 Retail (сети «Пятерочка» и «Перекресток») Дмитрий Русаков, попытался оспорить эту аксиому.

«Сети не мешают развитию малого бизнеса, мелкооптовой торговли, - заверял топ-менеджер Х5 Retail. - Наоборот, приход ретейла в любой населенный пункт создает новые точки притяжения. Мы обеспечиваем население усредненным ассортиментом по усредненным ценам, а местная торговля продает местные, штучные товары. Им лучше знать потребности своего рынка».

Дмитрий Прокофьев сообщил, что на базе ЛОТПП еще до конца 2016 года появится площадка «Бизнес торговых сетей», на которой ведущие сети будут делиться технологиями ведения крупного торгового бизнеса, обучать начинающих предпринимателей своим стандартам. Участники деловой игры отнеслись к этому предложению с недоверием. «Волк рядится в овечью шкуру», - покачала головой предприниматель из Приозерского района с 20-летним стажем Наталья Николаева. Тем не менее после окончания дискуссии многие записали координаты менеджера-сетевика.

Основными инструментами помощи МСП коммерсанты назвали увеличение объемов бюджетного субсидирования и снижение кредитных ставок. Словом, люди попросили не удочку, а рыбу, что в условиях острой нехватки оборотных средств в этом сегменте экономики логично. А главной проблемой, мешающей развитию, участники «круглых столов» назвали доступность кредитных ресурсов.

«Процветание системы МСП - это не социально-экономическая, а социально-политическая стабильность, - подчеркнул губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. - Хотя в Ленобласти насчитывается 61 тысяча структур малого и среднего бизнеса, этот сектор экономики пока не является значимым».

Известно, что в Западной Европе малый бизнес дает 50 - 60% валового регионального продукта, а в нашей Ленобласти - только 28%. При этом более 60% предприятий такого профиля заняты в торговле. А региону нужны небольшие предприятия в сельском хозяйстве, строительстве, производстве, ЖКХ.

Один из авторов концепции, заместитель директора государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Константин Головщинский, отметил высокий кадровый потенциал региона и подчеркнул, что в системе МСП Ленобласти нет перекоса в сторону торговли. Он даже предположил, что через 15 лет малый бизнес будет обеспечивать 5 процентов экспорта 47-го региона.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (5839) от 28.11.2016.


Комментарии