Свежая палитра мытаря

В прошлом выпуске «Индекса недели» мы обрисовали перспективы пополнения государственной казны за счет возможного увеличения налогов. За прошедшее, весьма короткое, время тема обросла новыми подробностями. Похоже, правительство всерьез решило отказаться от заимствований на мировом финансовом рынке, сосредоточившись на повышении собираемости налогов и всевозможных сборов.

  Свежая палитра мытаря | Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Обеление рынка

В прошлый раз мы сфокусировали внимание на последствиях для рядового потребителя увеличения таких податей, как налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физлиц (НДФЛ), налог на прибыль и его перераспределение между федеральным центром и регионами, отчисления в соцфонды и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

За неделю палитра источников дополнительных денег для федерального бюджета обрела новые краски. Оценим каждую из них.

Первая: обеление алкогольного рынка (термин официальный). Минфин планирует собрать за счет легализации алкогольного рынка в ближайшие два года дополнительно 30 млрд руб. Речь идет о контроле за продажей акцизов, который усиливается на глазах. За январь - август текущего года в консолидированный бюджет поступило на 24% больше средств от акцизов по сравнению с первыми 8 месяцами 2015-го. В абсолютном выражении за январь - август 2016 г. казна пополнилась 97,8 млрд акцизных рублей.

Казалось бы, обеление алкогольного рынка можно только приветствовать. Но дьявол, как известно, кроется в мелочах. В нашем случае - в системе распределения доходов от акцизов. Сейчас регионы получают 40% акцизов от крепкого алкоголя, а федеральный - 60%. Минфин предлагает изменить эту пропорцию, чтобы передать больше денег «бедным» регионам, как было в описанном нами ранее случае с подоходным налогом. Это, как мы уже знаем, чревато появлением нового денежного «котла», зачерпнуть из которого получится не у всех.

Вторая краска: борьба с нелегальным импортом. Здесь Минфин предлагает ограничиться неналоговыми мерами, а именно - возможным слиянием налоговой и таможенной служб. По мнению чиновников, оптимизация информационных потоков в ближайшие два года даст казне прибавку 70 млрд руб. Бизнесу предлагается свой бонус: декларации станут регистрироваться быстрее, проверки будут проводиться уже после выпуска товаров.

В этом направлении есть достижения: введение системы маркировки шуб позволило легализовать 2/3 меховых изделий. В апреле-мае, по данным таможенников, импорт шуб вырос примерно в 1,5 раза. И отчисления - соответственно.

Третья: рост собираемости страховых взносов с фонда оплаты труда. Пока не ясна «вилка» новых ставок, но Минфин в ближайшие два года планирует собрать с работодателей дополнительно 50 - 70 млрд руб. При этом чиновники надеются таким образом побороть порочную практику «серых» зарплат, хотя такая система поднимает голову как раз на фоне роста налогов и отчислений. Чем дороже обходится начальникам рабсила, тем сильнее они хотят на ней сэкономить. Читай: выплачивать сотрудникам в конвертах.

Еще одна схожая финансовая инновация - взыскать задолженность за 2010 - 2015 гг. по выплатам предприятий во внебюджетные фонды - Пенсионный и соцстраха. По результатам проверок Минфин планирует добрать до 192 млрд руб.

Деньги - это долги

Понимая рискованность увеличения налогов для экономики России, некоторые эксперты предложили не исключать возможности заимствований для покрытия возможного дефицита федерального бюджета. В этом, как ни странно, нет ничего постыдного: в долг живет весь мир - от крохотного государства Тувалу до США.

Более того, современные деньги это уже не просто средство платежа, а сконцентрированные долги. Каждый эмитированный доллар или евро обрастает производными долговыми бумагами, которыми торгуют сами государства. В итоге совокупный долг всех государств, компаний и частных лиц превысил 152 трлн долларов и достиг 225% от глобального валового внутреннего продукта (ВВП).

Но речь сейчас не о том. Почему США позволительно иметь госдолг, превышающий ВВП страны, а каждый раз, когда говорят даже о небольших российских заимствованиях, это рассматривается как опасность для государства.

Дьявол здесь кроется в двух мелочах:

а) сам по себе долг не страшен, если должник может его обслуживать. То есть платить вовремя по счетам. Платежеспособность США, быть может, явление и спорное, но до сих пор практически весь мир считает: если доллар рухнет, падет и экономика всех стран, согласно «эффекту домино».

Что касается России, то сама перспектива попасть в зависимость от заокеанских кредиторов кажется кощунственной, поэтому и блокируются инициативы запустить печатный станок облигаций;

б) госдолг не страшен тем странам, у которых он выражен в национальной валюте. Если бы рубль был неограниченно конвертируемым (когда-нибудь будет и так), Россия могла бы привлечь на международном финансовом рынке на порядок больше средств, чем сейчас. Под рублевые, разумеется, облигации.

Сейчас в привилегированном положении оказались США - госдолг этой страны номинирован в долларах. Гипотетически Америка может сама напечатать недостающую денежную массу и продать ее своим же кредиторам. Это решит сиюминутную проблему, но создаст для этой страны другую, смертельную. Когда на каждый доллар можно будет купить вдвое меньше товаров и услуг, финансовый мир, каким бы консервативным он ни был, перестроится на других столпов системы. Например, на Китай.

Россия сейчас идет по другому пути, полагаясь не на внешние, а на внутренние заимствования. В 2017 году Минфин планирует взять в долг на внутреннем рынке до 1 триллиона рублей (план на 2016-й - около 300 миллиардов рублей). Инструментом могут стать 10 - 15-летние облигации государственного займа, которые будут покупать, главным образом, коммерческие банки.

Впрочем, это создаст дополнительную нагрузку на экономику, ведь деньги для выплаты процентов придется брать из кармана налогоплательщиков - граждан и предприятий. Приватизация государственной собственности, увы, не дает весомого эффекта для казны и направлена в наши дни на перераспределение собственности из казны в карман государственных корпораций. Так что России действительно лучше в долги не залезать - ни на внутреннем, ни на внешнем рынках.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 192 (5809) от 14.10.2016.


Комментарии