Под оком «Большого брата»

Эксперты прогнозируют, что к 2015 году российский рынок электронной коммерции вырастет на 35% — до 1 триллиона рублей в год. Пока это лишь 4,5% от общего объема российской розницы, однако уже скоро интернет-торговля займет до 8% данного рынка. Всемирная паутина вторглась не только в хозяйственную, но и в общественную жизнь россиян, которые привыкли получать в Сети разностороннюю информацию и участвовать во многих виртуальных сообществах. О том, почему делать покупки в Сети и оставлять записи в блогах нужно все осторожнее, нашему корреспонденту рассказала руководитель отдела стратегических разработок Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Ирина ЛЕВОВА.

  Под оком «Большого брата» | ФОТО violetkaipa/shutterstock.com

ФОТО violetkaipa/shutterstock.com

— Ирина Юрьевна, в последнее время в России принято много законов, регламентирующих деятельность Интернета — и в сфере коммерции, и в области обмена данными. Что изменится для простого интернет-пользователя?

— Россиян, по сути, лишают права выбора, в какой стране и на каких серверах ему хранить свои персональные данные, что противоречит мировой практике. В первую очередь неудобно будет пользоваться полезными в быту ресурсами. Допустим, вам надо забронировать и оплатить номер в гостинице на время зарубежной командировки. Это делается на одном из заграничных сайтов. В процессе бронирования вы передаете некоторые свои персональные данные. Теперь возникнет сложность: компания, владелец сайта, должна разместить свои сервера в России. В противном случае мы с вами гостиничный номер не забронируем.

Если мы обратимся к услугам российских сайтов, предоставляющих разные услуги, то и там могут возникнуть сложности. С 1 февраля 2014 года вступил в силу федеральный закон # 398, согласно которому по требованию прокуратуры разрешается немедленная блокировка интернет-ресурсов, на которых размещена экстремистская информация. При этом нет четкого разграничения, о каких ресурсах идет речь. Более того: закон позволяет незамедлительно блокировать ресурс оператором связи без уведомления владельца ресурса в Сети или провайдера хостинга. К законопроекту были сформулированы замечания интернет-индустрии, однако парламентарии их не учли.


— Почему эксперты неоднозначны в своих оценках новшеств в нашем законодательстве о защите персональных данных?

— Потому что происходит два параллельных процесса. Один из них — на площадке Совета Федерации, где идет рассмотрение собственного законопроекта. Документ вводит понятие субоператора персональных данных, который сможет проводить обработку по поручению оператора без получения отдельных согласий субъектов. Также разрешается трансграничная передача персональных данных, если условия договора или регламент оператора обеспечивают им адекватную защиту. Кроме того, появляется возможность дистанционной подачи согласия на обработку персональных данных с использованием электронных средств, которые позволят оператору идентифицировать конкретное лицо. Предложение получило поддержку экспертов отрасли, но пока все еще ожидает первого чтения в Госдуме.

А этим летом появился другой документ, # 242-ФЗ. Он вводит обязанность для операторов персональных данных хранить все персональные данные россиян на серверах, находящихся в России. Почему-то именно этот проект был принят Госдумой очень быстро и вступает в силу уже 1 сентября 2016 года.


— Одним из самых резонансных событий в регулировании интернет-индустрии стало принятие «антипиратского» закона. Документ позволяет по требованию правообладателя блокировать сайты, содержащие телефильмы, кинофильмы, размещенные с нарушением авторских прав. Планируется ли расширение закона на иные объекты?

— Такой проект был внесен в Госдуму еще в начале года. С этим документом много неясностей и опасений. Летом на проект был получен отрицательный отзыв Государственного правового управления и Верховного суда. Суть претензий состояла в том, что возрастет нагрузка на Мосгорсуд и Роскомнадзор, а должного финансово-экономического обоснования авторы проекта не представили. Несмотря на это, 14 ноября этого года во втором чтении был принят законопроект ровно в той же редакции, расширяющий «антипиратский» закон на все остальные объекты авторских и смежных прав. Он вводит внесудебную процедуру ограничения доступа к содержанию и блокировки ресурсов за повторные нарушения авторских прав без возможности обжалования таких действий.


— Как вы в целом оцениваете законы, регулирующие интернет-отрасль в России?

— Государство инициирует усовершенствования законодательной базы в сфере Интернета регулярно. Начало этому процессу было положено в 2012 году. Каждый год появляется 30 — 35 новых актов, часть из них проходит. Проблема в том, что законодательная власть чаще всего не проводит предварительный анализ успешного и неудачного международного опыта по регулированию Интернета. Силовые структуры не выражают готовность привлекать к своей работе экспертов по теме информационной и кибербезопасности, не приветствуют и общественную активность по обсуждению правовых новаций в этой области.

Прогнозы на текущий год у нас неутешительные. Тенденция регулирования Интернета под предлогом обеспечения безопасности и защиты детей будет усиливаться. Одной из основных станет тема цифрового суверенитета России, то есть автономности всех наших информационных ресурсов от иностранных технических приспособлений, а также импортозамещение в области информационных технологий. Но как это сделать на практике, пока неясно.


— Что будет, если мы откажемся от услуг Всемирной паутины?

— Национализация интернет-ресурсов, попытки заменить импортную технику отечественной — если, конечно, таковая будет. Когда компьютерщики моделировали ситуацию отключения России от глобального Интернета (из-за санкций), то результаты оказались неутешительными: за короткий срок мы информационную систему в масштабах такой большой страны не создадим.

Однако надо понимать, что отключение России от Интернета так же невыгодно США, как и нам. Россияне покупают все больше товаров благодаря Интернету, в том числе американских и европейских. Поэтому не думаю, что кто-то собирается действительно «отключить» россиян от мировой Сети.

Кроме того, есть не только экономический, но и общечеловеческий аспект. Санкции санкциями, но право на доступ человека в Сеть в цивилизованных странах считается таким же неотъемлемым, как и все остальные права, прописанные во Всемирной декларации прав человека.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (5348) от 26.11.2014.


Комментарии