Монетизация пузырей

Антикризисные меры российского правительства, о которых мы подробно рассказывали, обретают понятные для всех нас черты. Государство в нынешнем году выделит 20 миллиардов рублей на субсидирование банковских процентов по ипотеке, чтобы для заемщиков ставка составляла 13% годовых. Согласно предварительным расчетам, этого может хватить на 330 тысяч новых займов на общую сумму до 500 млрд рублей. Оптимисты уже окрестили это предложение спасительным для рынка новостроек, пессимисты называют такой шаг латанием одной-единственной дыры, ведь в следующем году заемщикам придется платить по обычной, несубсидированной, ставке (от 17% годовых). Если, конечно, в 2016-м не появится новый антикризисный план с увеличенными ассигнованиями.

  Монетизация пузырей | ФОТО  rangizzz/shutterstock.com

ФОТО rangizzz/shutterstock.com

Деньги – банкирам

Судя по характеру правительственного «плана спасения», его писали выпускники Чикагской школы экономики. Основной механизм вывода страны из кризиса – монетаризм, то есть решение всех проблем подкруткой винтиков финансовой системы. Читай – помощь банкам. Еще проще – раздать всем деньги.

В списке антикризисных мер далеко не каждый пункт дополняется размером бюджетного финансирования. Больше всего рублей значится в первом разделе, где говорится о поддержке банковской системы.

Как мы уже сказали, 20 миллиардов выделены на субсидирование ставок по ипотеке. Докапитализация крупнейших финансовых структур через Агентство по страхованию вкладов обойдется бюджету в 1 триллион рублей.

Дополнительно из Фонда национального благосостояния крупнейшим коммерческим банкам ассигнованы 250 миллиардов, а госкорпорации «Внешэкономбанк» – 300 млрд руб. Еще 200 млрд из казны будут потрачены на реструктуризацию задолженности российских компаний по облигационным займам (финансовый инструмент, который в сложные времена оказался не по плечу крупному бизнесу). К этим суммам приплюсуем еще 20 миллиардов рублей – столько заложено в бюджете на частичное погашение процентов по кредитам предприятиям оборонного сектора и выполняющим госзаказы.

В общей сложности только на указанные меры воздействия потратят около 2 триллионов рублей. И все – через банки, субсидирование процентов по кредитам и долгов по займам. Дополнительно к этой сумме из Фонда национального благосостояния выделены 525 млрд руб. на стратегические инфраструктурные проекты.

Решения главного вопроса – как мобилизовать экономику на борьбу с кризисными явлениями – в антикризисном плане нет.


Бессилие пластыря

Чем плох «чистый монетаризм» в отдельно взятой России? Хотя бы тем, что он не лечит хронические недуги отечественной экономики, а лишь лепит пластырь на мозоли. Вот некоторые доводы, почему само по себе вливание денег в кредитно-финансовую систему не исправит ситуацию.

Первый – и большие деньги имеют обыкновение заканчиваться. Даже возможности федеральной казны и внебюджетных фондов не безграничны. Расходная часть госбюджета-2015 спланирована на уровне 15,5 трлн рублей, из которых на оборону предусмотрено 3,3 трлн руб., на социальную политику – 4 триллиона, далее – по убывающей. Многие получатели средств остались недовольны: в 2015-м расходы на здравоохранение могут сократиться на 21,4%, на образование – почти на 5% в годовом исчислении. На этом фоне заливать кризис наличностью через субсидирование банков политически опасно, а экономически неоправданно.

Второй – ограниченный по времени эффект от монетарного воздействия. Ипотека – лучший тому пример: в этом году средства выделили, а в следующем до «богатых заемщиков» очередь может не дойти. В итоге банки вернут свое, взвинтив ставки. Финансисты в любом случае выиграют: какая им разница, кто платит – бюджет или гражданин.

Третий довод – насыщение рынка наличностью через кредитование не создает реального платежеспособного спроса, а лишь стимулирует мыльные пузыри на финансовом поле. Сегодня человек берет кредит по льготной ставке, а завтра его сокращают на работе и заемщик остается без зарплаты. Денег нет, реальная безработица растет, а кредит выплачивать надо.

Какими бы ни были ставки по ипотеке – 13%, 15%, 17% годовых – в абсолютном исчислении это немалые суммы. Ежемесячные выплаты по кредиту могут достигать 50 тысяч рублей. Их надо заработать, ведь «заначка» у ипотечника целиком ушла на оплату первого взноса за квартиру (до 50% от стоимости).

Теперь считаем: по данным Петростата, средняя по Петербургу зарплата в ноябре 2014 года (более свежих данных нет) составила 41,2 тыс. рублей. И это средняя, весьма отличающаяся от распространенных величин сумма. Но даже в таком случае на ипотеку должны работать как минимум два члена семьи, иначе на еду, одежду и «коммуналку» не хватит. Если хотя бы у одного «донора» снизится зарплата, семье не помогут ни бюджетные дотации, ни реструктуризация долга.

Четвертый – кредиты не сделают жилье дешевле, равно как и другие товары. Наоборот: чем больше «бесплатных», не накопленных с зарплат и прочих доходов денег выплеснется на рынок, тем дороже будет ресурс (особенно – квартиры). Это создаст дополнительную нагрузку на покупателей, которые не прибегли к помощи кредиторов.

Пятый – тушение экономического пожара деньгами не повлияет на структуру затрат и эффективность работы наших предприятий. Бизнесменам выгоднее будет поднять цену на товары, а не вкладываться в новое оборудование, повысив тем самым производительность труда работников.

Финансы становятся двигателем промышленных революций только тогда, когда есть конкуренция и более-менее свободный рынок, а у нас ничего этого нет. Конкуренция подавлена монополистами и государственным администрированием, налоговая система не стимулирует вложения, а с каждого рубля выплаченной зарплаты работодатель должен перечислить в бюджет и фонды до 70 копеек податей.


Пазл сомнения

А может, автор этих строк не прав? Ведь какая идеальная картина складывается: финансы страны концентрируются в банковской сфере. Банки – профессиональные кредиторы и помимо госпредприятий и физлиц предоставляют ресурсы наиболее прибыльным бизнес-инициативам. Это называется проектным финансированием.

Минус такого метода в том, что банки предпочитают выкупить в собственность проекты, под которые выделяют средства. Так формируются финансово-промышленные группы – основа современной мировой экономики. Народное хозяйство России теперь тоже вертикально интегрировано, вот только стержень экономической системы – государственные промышленные холдинги и сырьевые корпорации.

Первые сильны потенциалом, но не имеют фондов развития. У вторых есть все, но проекты за пределами нефте-, газо- и алмазодобычи их мало интересуют. В конце концов указанные сектора экономики тоже требуют немалых вложений.

Финансово-промышленные группы на основе крупных банков в идеале могут дополнить народно-хозяйственную палитру России новыми красками. Дать стимул развитию инновационных производств вне сырьевого сектора, строительству, инфраструктурным проектам. Кстати, по замыслу авторов антикризисного плана, именно на эти цели российские банки должны выдавать льготные займы.

На первый взгляд, пазл складывается. Однако в нем не хватает главных элементов: стартовых проектов, которые заинтересуют банкиров. А такие появляются не в чиновничьих кабинетах, а в малом и среднем бизнесе, который в России как класс до сих пор не появился.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 025 (5398) от 13.02.2015.


Комментарии