Бремя не ждет

Должностей во всевозможных общественных организациях у нашего сегодняшнего собеседника не счесть. Член Общественной палаты Санкт-Петербурга, заслуженный машиностроитель России, он всегда был неравнодушен к петербургской промышленности. Сегодня помогает бизнесменам города уже как глава крупной некоммерческой организации. О том, как справляется с кризисом экономика северной столицы, нашему корреспонденту рассказал президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Владимир КАТЕНЕВ.

  Бремя не ждет | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Работа над ошибками

– Владимир Иванович, зачем нужны торгово-промышленные палаты (ТПП)?

– Это одна из разновидностей объединений предпринимателей, которая выделяется среди союзов, саморегулируемых организаций и отраслевых ассоциаций. Такие палаты существуют во всех странах мира, их история насчитывает свыше 400 лет, что позволило создать значительную материально-техническую базу и кадровый потенциал. Поэтому мы – одна из немногих организаций, партнеры которой имеются в любом уголке России и мира. При этом в Петербурге есть и представительства иностранных торгово-промышленных палат: российско-финской, американской, немецкой, австрийской, британской, палат стран СНГ. Раз в два года проходит встреча всех ТПП мира, и в этом году она состоится в Италии. Такого масштаба организаций я просто больше не знаю. Возможно, профсоюзы, но их задача не развитие предпринимательства, а создание условий труда и защита интересов работников.


– Каков круг основных экономических и административных проблем, которые волнуют членов вашей палаты?

– Мы ежедневно получаем обращения российских и зарубежных компаний с просьбой предоставить информацию, установить деловые контакты, дать рекомендательные письма, помочь в проблемных вопросах с контролирующими органами и властью. В год мы оказываем порядка 30 тысяч услуг, через нас проходят 20 – 25 тысяч посетителей. От индивидуальных предпринимателей до руководителей регионов и зарубежных делегаций, представителей дипломатического корпуса.

Есть общие проблемы, которые касаются всех. Это влияние на бизнес изменений в законодательстве, административные барьеры. Решать такие вопросы мы стараемся, не привязываясь к интересам какой-то конкретной организации.

Вот пример. Сейчас на рынке падает спрос на недвижимость, высвобождаются офисы в бизнес-центрах, снижаются арендные ставки, в то же время город с 1 января увеличивает их на 7% по более чем 10 тысячам договоров. Объявлено, что в следующем году ставка возрастет еще на 7%, в 2017-м – тоже. Петербургская ТПП обратилась к профильному вице-губернатору с предложением от предпринимателей все же учесть ситуацию на рынке.

Инертность городской власти понять можно, ведь ей надо в одном из очень доходных направлений изменить свою политику. Да, это отрицательно повлияет на бюджет, но очевидно, что в данной ситуации город сохранит арендаторов и их бизнес.

Много вопросов возникает со справедливой оценкой имущества. Например, вдруг выяснилось, что оценка кадастровой стоимости крупного и популярного магазина в самом центре города оказалась значительно ниже, чем торговые и офисные площади на окраинах Петербурга. Правда, потом признали, что это была ошибка.


– Скажем прямо, далеко не единственная...

– Конечно, еще одна ошибка – попытка введения в городах федерального подчинения торгового сбора. Общественники посчитали: если торговый сбор введут, он будет сопоставим с бюджетом Петербурга. Его стоимость войдет в цену товара, который в результате станет неконкурентоспособным. Был подготовлен ряд обращений против принятия этого закона. В итоге он все равно был принят в отношении Москвы, Петербурга и Севастополя. Утешает то, что губернатор нашего города Георгий Полтавченко услышал призывы бизнес-сообщества и принял решение в 2015 году не вводить данный налог в северной столице.

С этого года Роспотребнадзор получил право на внеплановые проверки предприятий без предупреждения. Ранее предпринимателей заранее предупреждали через сайт прокуратуры. Исключение составляли лишь те, которые проводились по обращениям граждан с жалобами на нарушение прав потребителей. Выходит, курс руководства страны на упрощение ведения бизнеса наталкивается на большое сопротивление.


Любимый покупатель

– Как повлияло на работу петербургских заводов осложнение внешнеэкономической ситуации?

– В прошлом году заработал Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном, что упростило взаимную торговлю. В то же время участились обращения от предприятий из-за введения экономических санкций и изменения курсовой разницы иностранных валют. Это поставило под угрозу исполнение ими ряда взятых на себя обязательств. В петербургскую ТПП поступило около 30 обращений с просьбой подтвердить обстоятельства форс-мажора, по 23 наши юристы выдали соответствующие документы. Также палата получает предложения по внесению изменений в нормативные акты, регулирующие процесс ценообразования продукции при выполнении заключенных госконтрактов. Мы обратились в ТПП РФ с просьбой внести изменения в 44-й федеральный закон, но вопрос все еще решается.


– Как ведет себя Петербург в роли заказчика?

– Город – очень крупный покупатель. Ежегодные закупки за счет бюджета Петербурга достигают 200 млрд рублей. На схожую сумму закупают разнообразную продукцию городские ГУПы («Водоканал», метрополитен, ТЭК и пр.). Всего же в Петербурге около 6 тысяч госзаказчиков, они ежегодно заключают более 400 тысяч договоров.

Так что перспективы для бизнеса открываются заманчивые. Тем более что руководство города поставило задачу сделать все, чтобы наши компании получили приоритет на исполнение городского госзаказа. Разумеется, при этом должно соблюдаться законодательство о свободе конкуренции. Этим занимается специальная рабочая группа под председательством вице-губернатора Александра Говорунова.


– С каждым годом появляется все больше рабочих групп и прочих структур – а где результаты их работы?

– Если продолжить тему государственного заказа, то в Петербурге ведется системная работа. Создается реестр питерских поставщиков и производителей, в котором уже сейчас более 300 организаций и около 20 000 товарных позиций. На сайте администрации города опубликован прогноз закупок товаров и услуг для государственных нужд на ближайшие 3 года, который мы просим максимально детализировать для участников рынка. Также хотим усовершенствовать процедуру закупок в интересах бизнеса города. Сделать так, чтобы техническая документация была максимально приближена к специфике города. При этом Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата проводит экспертизу продукции собственного производства в соответствии с нормативами ТПП Российской Федерации, оформляется сертификат – документ, подтверждающий, что продукция изготовлена на российском или конкретно на петербургском предприятии, имеющем статус предприятия-изготовителя.


Верным путем идем

– Насколько тесны ваши контакты с федеральными ведомствами, работающими в нашем городе?

– Представители Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты взаимодействуют с более чем 30 ведомствами через общественные советы, где они имеют полноценное право голоса. Это ГУВД, Следственный комитет и прокуратура, Росграница, МЧС, полпредство, таможенная, налоговая и миграционная службы.

В международном рейтинге легкости ведения предпринимательства Doing Business Всемирный банк поставил Петербург на первое место в России по простоте регистрации предприятий, в чем проявляется результат нашей совместной работы.


– Мы постоянно слышим об импортозамещении. Если честно, мы способны его обеспечить?

– Мне вспоминается опыт Южной Кореи, где возникла национальная идея – ограничить весь импорт и делать все самим: автомобили, бытовую технику, прочую продукцию. И в стране действительно совершили технологический рывок. При этом они не объявляли санкции, не ввязывались в торговую войну, они просто перенимали и копировали передовой опыт и планомерно работали.

Сегодня встретить в Корее «Мерседес» – большая редкость. Это непатриотично, да еще и очень дорого: таможенная пошлина на ввоз иномарки может достигать более 200%. Они отрегулировали рынок неполитическими методами. Вот и нам нужно так же. Примеры уже есть: несколько лет назад эшелоны круглого леса уходили из России в Финляндию, а после повышения пошлин на вывоз на Северо-Западе начала развиваться глубокая переработка дерева.


– Как себя будут чувствовать в этом году разные сферы экономики города?

– Главная проблема – это падение внутреннего потребительского спроса. Строители предсказывают, что объем продаж недвижимости в городе в текущем году упадет в два раза. А вот у строителей, работающих на инфраструктуру, проблем возникнуть не должно, ведь такие проекты финансирует бюджет.

Провисает у нас и автопром, который все предыдущие годы рос. Мы все помним, какой ажиотаж был в конце минувшего года, а сегодня автосалоны стоят пустые. Непросто придется банкам и страховщикам. Все эти сферы находятся в зоне риска. Однако должны появиться новые идеи, которые кардинально изменят ситуацию. А вот машиностроение, судостроение, фармацевтика, скорее всего, будут чувствовать себя неплохо.

Кризис, в котором мы находимся, становится мощным катализатором. Он ускорит падение неэффективных бизнес-структур и даст возможность развиться другим. То, что вчера было активом – полупустые здания, недострой, огромные земельные участки, сейчас в пассиве. Если раньше какие-то вопросы мы обсуждали годами, то в нынешних условиях решение надо найти как ход в шахматах-пятиминутках. Иначе флажок упадет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 023 (5396) от 11.02.2015.


Комментарии