Звуковые сады Андраша Шиффа

Пианист сэр Андраш Шифф дал два сольных концерта в Большом зале Филармонии, представив камерную музыку Брамса в окружении сочинений Мендельсона, Шумана, Бетховена, Баха и Моцарта.

Звуковые сады Андраша Шиффа | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Больше всего фортепианной музыки звучит сегодня в Концертном зале Мариинского театра, где дважды в год проходит фестиваль «Лики современного пианизма». Заполняемость зала в эти дни стабильно высокая. Фортепиано для слушателей не только культурной столицы, но и всего мира - самый понятный и доступный инструмент: в этом жанре всем очень приятно почувствовать себя экспертом. Утверждаться же в этом статусе публике позволяют концерты регулярно приезжающих музыкантов. Главное имя в фортепианном списке, разумеется, Григорий Соколов, который выполняет свою высокую миссию в Большом зале Филармонии. Рядом с его именем можно поставить и имя Андраша Шиффа, который раз в два года навещает любимый город в России благодаря фонду «Музыкальный олимп».

Имя Григория Соколова возникло здесь не случайно: у этих музыкантов есть что-то общее. Почти ровесники - Шифф младше Соколова лишь на три года, оба они участвовали в конкурсе Чайковского. Эти пианисты немного похожи друг на друга внешне, да и в манере игры тоже есть родственные черты. Оба антагонисты аттракционов, грохотания и броского пафоса за роялем, апологеты тихой интравертной игры, требующей предельной концентрации слушания. Однако рядом с некоторой герметичностью, строгостью, сложностью Соколова туше Шиффа казалось более мягким, теплым, комфортным, не то чтобы простым, но как бы элементарным, само собой разумеющимся. Культ высокого совершенства, несколько педантичной безупречности, скрытого трагизма мироощущения у Соколова оттенял культ душевной простоты, радости познания мира и диалога с ним через музыку - у Шиффа.

Оба музыканта - виртуозы по части составления программ, в которых они выступают как исполнители-исследователи. Составляя программы, они возделывают собственные звуковые сады - французские, английские, итальянские... Андраш Шифф в этот раз предложил поразмышлять на тему фортепианной миниатюры Иоганнеса Брамса и всего того, что ей предшествовало.

Первым номером концертного диптиха стала Фантазия Феликса Мендельсона-Бартольди. Ее бесконечно раскручивавшаяся «пружина» словно задавала инерцию всему концерту. Шифф успел рассказать о том, что формирует последовательность номеров в программе, исходя из своего видения цвета тональностей. За фа-диез-минорной фантазией шла нетипичная двухчастная фа-диез-мажорная соната Бетховена, посвященная графине Терезе Брунсвик, подруге композитора. Большую часть концерта заняли сочинения Брамса. В каприччио и интермеццо - жанре «капризном», как бы ни к чему не обязывающем, композитор находил безграничные возможности для фантазии, конструирования, нахождения новых ритмов, гармоний, мотивов. Но именно в камерном жанре Брамс добился успехов едва ли не больших, чем в четырех симфониях, открыв двери в ХХ век.

Завершался первый концерт ре-минорной Английской сюитой Баха, где в танцевальных масках аллеманды, куранты, сарабанды, гавота и жиги Бах запечатлевал свои картинки мира. После пестроты брамсовских интермеццо Бах зазвучал у Шиффа словно из другой Вселенной, где душа пианиста обретала покой и равновесие.

Во втором концерте музыки Баха было совсем немного - только си-минорные прелюдия и фуга из первого тома «Хорошо темперированного клавира», которые прозвучали как на клавесине. А началась «вторая серия» Шиффа с «Вариаций духа» Шумана, в котором он справедливо высвечивал баховское хоральное начало. Брамса снова было много - интермеццо, баллада, романс и рапсодия напоминали об инерции бетховенского экспериментаторства и поиска звуковых путей, а вместе с ними - свободы волеизъявления. Островок Моцарта возник в проникновенном ля-минорном рондо, соединявшем черты сицилианы и легкого вальсового кружения. Завершала цикл из двух вечеров «Прощальная» - ми-бемоль-мажорная соната № 26 Бетховена. В ней был слышен не только классический золотой ход валторн как тема прощания, но уже угадывался и Вагнер - тревожный мотив «Что нас ждет?» из «Гибели богов».

Андраш Шифф не пожалел себя и на бисы, которые остроумно завершил школьной пьеской из «Альбома для юношества» - «Веселым крестьянином, возвращающимся с работы», дав понять слушателям, готовым сидеть до утра, что пора бы и честь знать.

#Андраш Шифф #сольные концерты #камерная музыка

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?