Звуковые сады Андраша Шиффа

Пианист сэр Андраш Шифф дал два сольных концерта в Большом зале Филармонии, представив камерную музыку Брамса в окружении сочинений Мендельсона, Шумана, Бетховена, Баха и Моцарта.

Звуковые сады Андраша Шиффа | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Больше всего фортепианной музыки звучит сегодня в Концертном зале Мариинского театра, где дважды в год проходит фестиваль «Лики современного пианизма». Заполняемость зала в эти дни стабильно высокая. Фортепиано для слушателей не только культурной столицы, но и всего мира - самый понятный и доступный инструмент: в этом жанре всем очень приятно почувствовать себя экспертом. Утверждаться же в этом статусе публике позволяют концерты регулярно приезжающих музыкантов. Главное имя в фортепианном списке, разумеется, Григорий Соколов, который выполняет свою высокую миссию в Большом зале Филармонии. Рядом с его именем можно поставить и имя Андраша Шиффа, который раз в два года навещает любимый город в России благодаря фонду «Музыкальный олимп».

Имя Григория Соколова возникло здесь не случайно: у этих музыкантов есть что-то общее. Почти ровесники - Шифф младше Соколова лишь на три года, оба они участвовали в конкурсе Чайковского. Эти пианисты немного похожи друг на друга внешне, да и в манере игры тоже есть родственные черты. Оба антагонисты аттракционов, грохотания и броского пафоса за роялем, апологеты тихой интравертной игры, требующей предельной концентрации слушания. Однако рядом с некоторой герметичностью, строгостью, сложностью Соколова туше Шиффа казалось более мягким, теплым, комфортным, не то чтобы простым, но как бы элементарным, само собой разумеющимся. Культ высокого совершенства, несколько педантичной безупречности, скрытого трагизма мироощущения у Соколова оттенял культ душевной простоты, радости познания мира и диалога с ним через музыку - у Шиффа.

Оба музыканта - виртуозы по части составления программ, в которых они выступают как исполнители-исследователи. Составляя программы, они возделывают собственные звуковые сады - французские, английские, итальянские... Андраш Шифф в этот раз предложил поразмышлять на тему фортепианной миниатюры Иоганнеса Брамса и всего того, что ей предшествовало.

Первым номером концертного диптиха стала Фантазия Феликса Мендельсона-Бартольди. Ее бесконечно раскручивавшаяся «пружина» словно задавала инерцию всему концерту. Шифф успел рассказать о том, что формирует последовательность номеров в программе, исходя из своего видения цвета тональностей. За фа-диез-минорной фантазией шла нетипичная двухчастная фа-диез-мажорная соната Бетховена, посвященная графине Терезе Брунсвик, подруге композитора. Большую часть концерта заняли сочинения Брамса. В каприччио и интермеццо - жанре «капризном», как бы ни к чему не обязывающем, композитор находил безграничные возможности для фантазии, конструирования, нахождения новых ритмов, гармоний, мотивов. Но именно в камерном жанре Брамс добился успехов едва ли не больших, чем в четырех симфониях, открыв двери в ХХ век.

Завершался первый концерт ре-минорной Английской сюитой Баха, где в танцевальных масках аллеманды, куранты, сарабанды, гавота и жиги Бах запечатлевал свои картинки мира. После пестроты брамсовских интермеццо Бах зазвучал у Шиффа словно из другой Вселенной, где душа пианиста обретала покой и равновесие.

Во втором концерте музыки Баха было совсем немного - только си-минорные прелюдия и фуга из первого тома «Хорошо темперированного клавира», которые прозвучали как на клавесине. А началась «вторая серия» Шиффа с «Вариаций духа» Шумана, в котором он справедливо высвечивал баховское хоральное начало. Брамса снова было много - интермеццо, баллада, романс и рапсодия напоминали об инерции бетховенского экспериментаторства и поиска звуковых путей, а вместе с ними - свободы волеизъявления. Островок Моцарта возник в проникновенном ля-минорном рондо, соединявшем черты сицилианы и легкого вальсового кружения. Завершала цикл из двух вечеров «Прощальная» - ми-бемоль-мажорная соната № 26 Бетховена. В ней был слышен не только классический золотой ход валторн как тема прощания, но уже угадывался и Вагнер - тревожный мотив «Что нас ждет?» из «Гибели богов».

Андраш Шифф не пожалел себя и на бисы, которые остроумно завершил школьной пьеской из «Альбома для юношества» - «Веселым крестьянином, возвращающимся с работы», дав понять слушателям, готовым сидеть до утра, что пора бы и честь знать.

#Андраш Шифф #сольные концерты #камерная музыка

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...