Звуки Баха под сводами церкви
Финская церковь Святой Марии на Большой Конюшенной улице - один из исторических храмов старого Петербурга. Сегодня это кафедральный собор Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии.

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com
В 2010 году в сводах отреставрированного храма снова зазвучал орган, с этого времени по субботним вечерам в церкви проводятся открытые концерты классической музыки.
Их жанр варьируется от вполне академичных выступлений до музыкально-поэтических вечеров. Главное условие: музыка должна настраивать душу на возвышенный лад.
Творения Баха подходят для такой задачи самым лучшим образом. Программу Bach&Bach в переполненной церкви Св. Марии представили лауреаты международных конкурсов, артисты Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича.
Вечер открылся знаменитой баховской органной Токкатой и фугой ре-минор, сыгранной главной органисткой собора Мариной Вяйзя «по-деловому» строго и подвижно, без излишней аффектации. Продолжившая концерт с ля минорной сольной сонатой Карла Филиппа Эммануила Баха флейтистка Ксения Куэльяр, напротив, добилась в своей игре сочетания классической строгости и элегантной чувствительности.
Филипп Эммануил, один из старших сыновей знаменитого Себастьяна, служил придворным музыкантом у прусского короля Фридриха Великого, виртуозно владевшего флейтой и получившего у своих современников прозвище Король-флейтист. Ксения прекрасно подчеркнула именно королевское достоинство инструмента, заставив зал внимательно вслушиваться в диалог фраз и движение пассажей. Церковная акустика еще больше подчеркнула неземную красоту тембра флейты, способной выражать разные спектры эмоций.
Затем эстафета перешла к гобоисту Павлу Соколову, исполнившему вместе с клавесинистом Михаилом Блехером изящную соль минорную сонату, приписываемую перу Иоганна Себастьяна, но, возможно, принадлежащую и Филиппу Эммануилу.
Проблема атрибуции барочной музыки до сих пор остро стоит перед историками, поскольку понятия «авторство» в ту эпоху сильно отличалось от того, что мы наблюдаем сейчас. Музыкант ставил перед собой задачу прежде всего написать музыку «Всевышнему в прославление и ближнему в утешение», не ставя акцент на собственной исключительности. Именно поэтому порою отдельные сочинения сыновей Баха так похожи на музыку их отца.
Несмотря на внешнюю простоту произведений И.-С. Баха, многие авторитетные музыканты считают их образцами самого высокого, что было создано в музыкальном искусстве. Прозвучавшая в финале вечера камерная соната для флейты, гобоя, клавесина и виолончели, написанная в оригинале для старинного инструмента виола да гамба, подтвердила это мнение.
Искусство ведения музыкальной беседы, столь ценимое в далеком XVIII веке, было в полной мере продемонстрировано всеми участниками ансамбля. В первой части, построенной на струящемся непрерывном движении, флейта и гобой в переплетении линий словно доказывали какую-то важную мысль, во второй части происходил галантный разговор, а финал переводил отдельные фразы в моторику возвышенного танца.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (5820) от 31.10.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии