Звуки Баха под сводами церкви

Финская церковь Святой Марии на Большой Конюшенной улице - один из исторических храмов старого Петербурга. Сегодня это кафедральный собор Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии.

Звуки Баха под сводами церкви | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

В 2010 году в сводах отреставрированного храма снова зазвучал орган, с этого времени по субботним вечерам в церкви проводятся открытые концерты классической музыки.

Их жанр варьируется от вполне академичных выступлений до музыкально-поэтических вечеров. Главное условие: музыка должна настраивать душу на возвышенный лад.

Творения Баха подходят для такой задачи самым лучшим образом. Программу Bach&Bach в переполненной церкви Св. Марии представили лауреаты международных конкурсов, артисты Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича.

Вечер открылся знаменитой баховской органной Токкатой и фугой ре-минор, сыгранной главной органисткой собора Мариной Вяйзя «по-деловому» строго и подвижно, без излишней аффектации. Продолжившая концерт с ля минорной сольной сонатой Карла Филиппа Эммануила Баха флейтистка Ксения Куэльяр, напротив, добилась в своей игре сочетания классической строгости и элегантной чувствительности.

Филипп Эммануил, один из старших сыновей знаменитого Себастьяна, служил придворным музыкантом у прусского короля Фридриха Великого, виртуозно владевшего флейтой и получившего у своих современников прозвище Король-флейтист. Ксения прекрасно подчеркнула именно королевское достоинство инструмента, заставив зал внимательно вслушиваться в диалог фраз и движение пассажей. Церковная акустика еще больше подчеркнула неземную красоту тембра флейты, способной выражать разные спектры эмоций.

Затем эстафета перешла к гобоисту Павлу Соколову, исполнившему вместе с клавесинистом Михаилом Блехером изящную соль минорную сонату, приписываемую перу Иоганна Себастьяна, но, возможно, принадлежащую и Филиппу Эммануилу.

Проблема атрибуции барочной музыки до сих пор остро стоит перед историками, поскольку понятия «авторство» в ту эпоху сильно отличалось от того, что мы наблюдаем сейчас. Музыкант ставил перед собой задачу прежде всего написать музыку «Всевышнему в прославление и ближнему в утешение», не ставя акцент на собственной исключительности. Именно поэтому порою отдельные сочинения сыновей Баха так похожи на музыку их отца.

Несмотря на внешнюю простоту произведений И.-С. Баха, многие авторитетные музыканты считают их образцами самого высокого, что было создано в музыкальном искусстве. Прозвучавшая в финале вечера камерная соната для флейты, гобоя, клавесина и виолончели, написанная в оригинале для старинного инструмента виола да гамба, подтвердила это мнение.

Искусство ведения музыкальной беседы, столь ценимое в далеком XVIII веке, было в полной мере продемонстрировано всеми участниками ансамбля. В первой части, построенной на струящемся непрерывном движении, флейта и гобой в переплетении линий словно доказывали какую-то важную мысль, во второй части происходил галантный разговор, а финал переводил отдельные фразы в моторику возвышенного танца.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (5820) от 31.10.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.