Ольга ШЕРВУД
Культура
22 октября 2014
Звучание музейных соборов
Как мы уже сообщали, государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» в минувший уик-энд открыл 25-й концертный сезон. Накануне журналистам был устроен пресс-тур с рассказом о течении дел и ближайших планах музея.
ФОТО АВТОРА
Наше путешествие по соборам впервые прошло не на автобусе, как у посетителей музейной экскурсии «Соборное кольцо», а на кораблике. К храмам музея можно добраться по рекам и каналам, и такая экскурсия тоже есть. Нам повезло _ день стоял настоящий золото-осенний, пушкинско-левитанский, но уж похолодало. Постарайтесь не забыть о такой возможности до нового сезона и воспользоваться ею. Летом подобное паломничество к великим памятникам тоже прекрасно.
А теперь _ новости и подробности.
В Исаакиевском соборе продол-жаются работы на балюстраде с 24 фигурами ангелов. Сами скульптуры оказались во вполне приличном состоянии, но кирпич в основаниях для них потребовал замены. В следующем году все встанет на свои места. Точно так же будут завершены работы на звоннице с самым большим колоколом. Еще в 2015-м будет отремонтировано электро- и теплооборудование.
А вот новая подсветка в интерьере собора уже сделана, и это революция: обычные лампочки заменены светодиодными, которые почти в пять раз экономичнее. Кроме того, они позволяют регулировать яркость света и направленность луча. Что важно для экскурсий и концертной работы. 22 октября, когда в Исаакии будет дан благотворительный концерт «Покровские песнопения», состоится, если можно так сказать, и официальная премьера нового света.
В декабре в одной из частей собора начнут возводить леса _ три живописных произведения Федора Бруни требуют реставрации, которой у них не было с послевоенной поры: «Всемирный потоп», «Луна и солнце» и «Жертвоприношение Ноя после потопа». Работы продлятся по 2016 год. Мастеров на конкурсной основе выбирал КУГИ. В те же сроки будут реставрированы большие холсты с изображением Исаакия Далматского и Святого Петра.
В храме «Спас-на-Крови» свое достижение. Царские врата снова украшены двенадцатью мозаичными иконами афонских святых.
Сохранившиеся четыре были в жутком состоянии, их отреставрировал прекрасный мастер-мозаичист Игорь Лавриненко. Он же провел огромную исследовательскую работу, чтобы определить, какими были остальные восемь изображений. Нашел, сделал живописные эскизы, затем воплотил их в уникальной мозаике. Она не набрана из обычной смальты, а создана из смальты, тянутой, как нити. Причем нити разной конфигурации _ круглые, полусферные, треугольные...
На эту всю работу ушло, только представьте себе, двадцать лет. Мастер награжден за нее Золотой медалью на международной выставке в Лейпциге. Мозаики были освящены ректором Духовной академии Амвросием, как и Царские врата в свое время, и заняли свое место на фланкирующих колоннах. Заходите любоваться.
В следующем году, есть надежда, будут воссозданы эмалевые складни слева и справа от Царских врат: сейчас пустые ниши на месте утраченных шести икон апостолов. Вся подготовка проведена, работа стоит 13,5 миллиона рублей.
А вот воссоздание крестов на кокошниках алтаря, о чем мы подробно рассказывали год назад, откладывается на неопределенный срок. Музей рассчитывал на спонсорскую помощь _ банк обещал десять миллионов, но увы...
На противоположной стороне храма баннером закрыта сень над местом смертельного ранения Александра II. Ее гипсовую, раскрашенную под камень, верхнюю часть будут чистить до середины декабря. Продолжаются работы по созданию целиком каменного шатра. Век назад мастера не успели сень завершить к моменту открытия храма, и был применен точно такой же «бутафорский» прием. Гипсовые части сени заменялись каменными по мере их изготовления, и теперь так же.
В планах 2015 года реставрация фасадов собора: мраморовидный известняк и отделочный кирпич ждут подновления. Но это произойдет, только если в бюджете города найдутся деньги.
Наконец, Смольный собор, место тревоги нашей. Напомним, что год назад музею предоставили здание бывшего ДК «Большевичка» на улице Тюшина _ для переезда концертно-выставочного зала по требованию патриарха Кирилла передать храм Русской православной церкви (хотя он никогда ей не принадлежал, будучи собственностью казны). Музей на собственные средства провел комплексную оценку предлагаемого здания _ и, что тут скрывать, все ужаснулись.
Ремонт и приспособление под обширную программу деятельности обойдется ГМП «Исаакиевский собор» в баснословную сумму. Таких денег просто нет, тем более в нынешнюю пору экономического кризиса. А по закону о передаче помещений Церкви, никто не вправе заставить музей переехать туда, где нет полностью годного пространства.
Разумеется, ситуация с ДК на улице Тюшина была прогнозируема и год назад. И музей не сидел пассивно, а искал другие варианты. Среди прочих обнаружился весьма приемлемый вариант (не могу сказать: прекрасный, поскольку лучшим решением был бы разумный отказ Церкви от своего притязания на Смольный собор и продолжение его более чем успешной работы на своем месте) _ два зала в здании бывшей Городской думы на Невском под знаменитой башней.
Славный дом, много претерпевший, имеет два больших зала, в которых шли спектакли и концерты Детской филармонии, десять лет назад выселенной на Выборгскую сторону. Сейчас помещение в аренде на 49 лет у Сбербанка, однако понятно, что его работники если и поют-музицируют, то не для всех петербуржцев и гостей города. Сбербанк, конечно, потратился на ремонт этих залов, как и в целом дома и башни (в комплексе находится несколько его подразделений), _ но если город найдет возможность затраты компенсировать, то музейный концертно-выставочный зал, который придется переименовывать, сможет здесь поселиться.
Как прозвучало на пресс-конференции, «ведется активный диалог с властью. Перед недавними выборами состоялись слушания Общественного совета города, где присутствовал губернатор. Он знает проблему и понимает ее. Мы надеемся на положительное решение нашего вопроса. Герман Греф и Сбербанк участвовали в двух реставрационных проектах музея».
Добавлю только: упомянутое предвыборное мероприятие состоялось не где-нибудь, а в Смольном соборе. Другого такого удобного и представительного зала для официальных, а также научных, общественных и каких-либо еще встреч и конференций в городе нет. Не говоря уж о большом дефиците концертных пространств.
О достижениях музыкального департамента музея и планах знаменитого Камерного хора Смольного собора нам тоже рассказали. Увы, газетный лист не безразмерный, и искусство опять остается «на потом». Познакомим вас с ближайшей деятельностью маэстро Владимира Беглецова, который теперь стал также директором Хорового училища имени Глинки и вернулся, спустя десять лет, к руководству знаменитым Хором мальчиков _ своевременно.
Но об одном проекте не умолчать. Как легко догадаться, оба прекрасных хора получили возможность совместных выступлений, они уже начались. А 15 марта следующего года будет пето Всенощное бдение Рахманинова к столетию первого исполнения этого великого произведения в московском Благородном собрании. Увы _ или на наше счастье _ администрация Колонного зала в столице запросила слишком большую сумму «за эту радость», как точно выразился маэстро Беглецов. А вот наша Филармония поддержала всячески. Так что Всенощное бдение прозвучит в честь памятной даты среди белых колонн Дворянского собрания в Петербурге.
А теперь _ новости и подробности.
В Исаакиевском соборе продол-жаются работы на балюстраде с 24 фигурами ангелов. Сами скульптуры оказались во вполне приличном состоянии, но кирпич в основаниях для них потребовал замены. В следующем году все встанет на свои места. Точно так же будут завершены работы на звоннице с самым большим колоколом. Еще в 2015-м будет отремонтировано электро- и теплооборудование.
А вот новая подсветка в интерьере собора уже сделана, и это революция: обычные лампочки заменены светодиодными, которые почти в пять раз экономичнее. Кроме того, они позволяют регулировать яркость света и направленность луча. Что важно для экскурсий и концертной работы. 22 октября, когда в Исаакии будет дан благотворительный концерт «Покровские песнопения», состоится, если можно так сказать, и официальная премьера нового света.
В декабре в одной из частей собора начнут возводить леса _ три живописных произведения Федора Бруни требуют реставрации, которой у них не было с послевоенной поры: «Всемирный потоп», «Луна и солнце» и «Жертвоприношение Ноя после потопа». Работы продлятся по 2016 год. Мастеров на конкурсной основе выбирал КУГИ. В те же сроки будут реставрированы большие холсты с изображением Исаакия Далматского и Святого Петра.
В храме «Спас-на-Крови» свое достижение. Царские врата снова украшены двенадцатью мозаичными иконами афонских святых.
Сохранившиеся четыре были в жутком состоянии, их отреставрировал прекрасный мастер-мозаичист Игорь Лавриненко. Он же провел огромную исследовательскую работу, чтобы определить, какими были остальные восемь изображений. Нашел, сделал живописные эскизы, затем воплотил их в уникальной мозаике. Она не набрана из обычной смальты, а создана из смальты, тянутой, как нити. Причем нити разной конфигурации _ круглые, полусферные, треугольные...
На эту всю работу ушло, только представьте себе, двадцать лет. Мастер награжден за нее Золотой медалью на международной выставке в Лейпциге. Мозаики были освящены ректором Духовной академии Амвросием, как и Царские врата в свое время, и заняли свое место на фланкирующих колоннах. Заходите любоваться.
В следующем году, есть надежда, будут воссозданы эмалевые складни слева и справа от Царских врат: сейчас пустые ниши на месте утраченных шести икон апостолов. Вся подготовка проведена, работа стоит 13,5 миллиона рублей.
А вот воссоздание крестов на кокошниках алтаря, о чем мы подробно рассказывали год назад, откладывается на неопределенный срок. Музей рассчитывал на спонсорскую помощь _ банк обещал десять миллионов, но увы...
На противоположной стороне храма баннером закрыта сень над местом смертельного ранения Александра II. Ее гипсовую, раскрашенную под камень, верхнюю часть будут чистить до середины декабря. Продолжаются работы по созданию целиком каменного шатра. Век назад мастера не успели сень завершить к моменту открытия храма, и был применен точно такой же «бутафорский» прием. Гипсовые части сени заменялись каменными по мере их изготовления, и теперь так же.
В планах 2015 года реставрация фасадов собора: мраморовидный известняк и отделочный кирпич ждут подновления. Но это произойдет, только если в бюджете города найдутся деньги.
Наконец, Смольный собор, место тревоги нашей. Напомним, что год назад музею предоставили здание бывшего ДК «Большевичка» на улице Тюшина _ для переезда концертно-выставочного зала по требованию патриарха Кирилла передать храм Русской православной церкви (хотя он никогда ей не принадлежал, будучи собственностью казны). Музей на собственные средства провел комплексную оценку предлагаемого здания _ и, что тут скрывать, все ужаснулись.
Ремонт и приспособление под обширную программу деятельности обойдется ГМП «Исаакиевский собор» в баснословную сумму. Таких денег просто нет, тем более в нынешнюю пору экономического кризиса. А по закону о передаче помещений Церкви, никто не вправе заставить музей переехать туда, где нет полностью годного пространства.
Разумеется, ситуация с ДК на улице Тюшина была прогнозируема и год назад. И музей не сидел пассивно, а искал другие варианты. Среди прочих обнаружился весьма приемлемый вариант (не могу сказать: прекрасный, поскольку лучшим решением был бы разумный отказ Церкви от своего притязания на Смольный собор и продолжение его более чем успешной работы на своем месте) _ два зала в здании бывшей Городской думы на Невском под знаменитой башней.
Славный дом, много претерпевший, имеет два больших зала, в которых шли спектакли и концерты Детской филармонии, десять лет назад выселенной на Выборгскую сторону. Сейчас помещение в аренде на 49 лет у Сбербанка, однако понятно, что его работники если и поют-музицируют, то не для всех петербуржцев и гостей города. Сбербанк, конечно, потратился на ремонт этих залов, как и в целом дома и башни (в комплексе находится несколько его подразделений), _ но если город найдет возможность затраты компенсировать, то музейный концертно-выставочный зал, который придется переименовывать, сможет здесь поселиться.
Как прозвучало на пресс-конференции, «ведется активный диалог с властью. Перед недавними выборами состоялись слушания Общественного совета города, где присутствовал губернатор. Он знает проблему и понимает ее. Мы надеемся на положительное решение нашего вопроса. Герман Греф и Сбербанк участвовали в двух реставрационных проектах музея».
Добавлю только: упомянутое предвыборное мероприятие состоялось не где-нибудь, а в Смольном соборе. Другого такого удобного и представительного зала для официальных, а также научных, общественных и каких-либо еще встреч и конференций в городе нет. Не говоря уж о большом дефиците концертных пространств.
О достижениях музыкального департамента музея и планах знаменитого Камерного хора Смольного собора нам тоже рассказали. Увы, газетный лист не безразмерный, и искусство опять остается «на потом». Познакомим вас с ближайшей деятельностью маэстро Владимира Беглецова, который теперь стал также директором Хорового училища имени Глинки и вернулся, спустя десять лет, к руководству знаменитым Хором мальчиков _ своевременно.
Но об одном проекте не умолчать. Как легко догадаться, оба прекрасных хора получили возможность совместных выступлений, они уже начались. А 15 марта следующего года будет пето Всенощное бдение Рахманинова к столетию первого исполнения этого великого произведения в московском Благородном собрании. Увы _ или на наше счастье _ администрация Колонного зала в столице запросила слишком большую сумму «за эту радость», как точно выразился маэстро Беглецов. А вот наша Филармония поддержала всячески. Так что Всенощное бдение прозвучит в честь памятной даты среди белых колонн Дворянского собрания в Петербурге.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (5325) от 22.10.2014.
Комментарии