«Звезды манят меня до сих пор»

«Звезды манят меня до сих пор» |

— Как и почему вы стали писателем?

— Да я не собирался им становиться. Когда я строил первые планы на жизнь, были другие приоритеты. Тогда все бредили космосом. Космонавтом я не хотел стать, а вот астрономом, астрофизиком — да. Но не сложилось.

А что-то пописывал, фантазировал я еще в школе: стихи, рассказики, рисунки. Студентом (я заключил Рязанский радиотехнический институт) я опубликовался в нескольких газетах, а ближе к окончанию института стал писать первый роман. В работе он у меня назывался немного странно — «Великан на косогоре». Рукопись эта стала первой частью романа «Реликт», отрывок из него был опубликован в «Студенческом меридиане» в 1969 году. В армии тоже продолжал писать, но все это «просто так», для себя. Некуда фантазию было девать и энергию.

С 1974 года пошли рассказы в газетах-журналах на русском и украинском языках. Почти везде, где публиковали фантастику: в «Технике — молодежи», в «Искателе». Но даже когда вышла первая книга, я не помышлял, что из этого хобби вырастет профессия. Просто это как-то стало образом жизни.

— Вы прогнозировали себе успех, не обращая внимания на критику и оппонентов?

— Я не думал об успехе ни творческом, ни экономическом. Мне просто интересно было работать, я и работал. Помощников у меня не было. Были только недоброжелатели, но я им благодарен! Именно они заставляли меня работать более интенсивно.

Я долго стучался в издательство «Молодая гвардия» и в «Детскую литературу». Какие-то рассказы-повести там печатались, но первая книга в «Молодой гвардии» вышла только в 1990 году в серии «Советская фантастика». Я вошел в литературу не благодаря, а вопреки. Отпор мне помогал. Уже в 1992-м появился мой трехтомник. Вообще если человек умеет идти к цели, он приходит к ней.

— Что вы знаете о своих читателях?

— Они очень разные. От мальчишек-подростков до ученых на седьмом десятке лет, серьезных научных деятелей со степенями.

— Сколько времени занимает у вас процесс создания рукописи?

— Я ведь пишу по старинке, сначала ручкой выполняю некий внутренний план, основанный на энергетической отдаче. Иногда я пишу 3 — 5 страниц в день, очень редко 8 — 10. На волне такого вдохновения, когда действительно летаешь. Но это редко. Потом я это перевожу в компьютер и одновременно правлю. Потом еще раз читаю в компьютере и еще правлю. Потом сдаю чистые тексты.

Со всеми размышлениями и предварительной информационной подпиткой мне удается написать два романа в год. Иногда удается написать между ними пару рассказов. Пока заканчиваю очередной роман, я должен накопить информацию для нового. Собирается пачка вырезок, заметок, записей, которые я буду разбирать примерно месяц, хотя уже знаю идею, примерный ход действия.

Сейчас я заканчиваю большую вещь, к декабрю успею, наверное. И следующий роман будет тоже большой, очень сложный, многоплановый. Не связанный с теми циклами, которые я писал.

— Сколько вы уже написали и издали?

— Я написал 27 романов, 9 повестей и 30 рассказов. Сейчас издательство «ЭКСМО» выпустило уже 30 томов моего собрания сочинений, а вообще изданных книг вместе с книгами в мягкой обложке 45. Общий тираж близок к двадцати миллионам. Молодые пока меня не догнали, но догонят, конечно. Лидеры — Сергей Лукьяненко, Ник Перумов. Они моложе, и они, кстати, заставляют работать, наступают на пятки. «Уходить от погони» — один из стимулов. Я не расслабляюсь.

— Как и ваши герои. Давно подмечено, что это только мужчины. Не будет ли у вас однажды героини-женщины?

— Чтобы писать от имени женщины, нужен ее менталитет. У меня совершенно иной взгляд на вещи. Не только у меня, но и у тех авторов, которые все-таки экспериментируют с перевоплощением. Но по-настоящему «трансвестировать» не могут. У Бушкова, например, «Бешеную» читаешь и совершенно четко видишь мужика. Детали тонко подмечены, но стиль поведения у этой женщины мужской. Может, такие женщины и существуют, но я с ними не сталкивался.

— Вы также не затрагивали никогда фэнтези. Не интересен этот жанр?

— Все мои вещи — это «городское фэнтези». Оно без троллей, гоблинов, фей. Впрямую фэнтези мне действительно неинтересно. Ну выдумаю я своих богов и троллей, как это делают молодые, которые не знают фольклора. Хотя его столько — копни творчество любого народа! И это будет интересно для тех читателей, кто хоть немного знает фольклор. Но писателю-то в таком случае его надо знать досконально, надо специально изучать. Куда как легче выдумать свое. И выдумывают. А я не хочу.

— Какова философия ваших героев?

— Они никому не делают зла: никто никого не предал, не обманул. Им приходится защищать себя, близких, свой род. Это служит поводом для участия в событиях, инициированных извне.

Герои вынуждены применять оружие, стрелять. Это предопределено свыше чьим-то планом. Даже не моим. Просто я не приемлю христианскую мораль о том, чтобы подставить правую щеку, если ударили по левой. В первую очередь нельзя допускать, чтобы били по щекам. Но если уж ударили, то ни в коем случае не подставлять другую. Хотя этого от нас очень часто хотят! Многие читатели на моей стороне. Читательский интерес меня подогревает: значит, я нужен, я могу сказать свое слово, нужное людям.

— Ваши книги переводят?

— В советские времена у меня вышла книга в Чехословакии. Были переведены рассказы на польский, немецкий, а один сборник на английский. На языках национальных республик выходили книжки практически во всех республиканских журналах. Недавно «Черный человек» вышел в Литве. Но проблема перевода — это не проблема автора. Это часть книжного бизнеса. Надо, чтобы этим занимались серьезные менеджеры.

— А что с экранизациями?

— Не раз были планы на мой счет. Но снова на первом плане вопросы бизнеса, только в другой вариации. Экранизация фантастики требует огромных вложений — в несколько раз больше, чем обычный фильм.

— Вы однажды сказали, что пишете книги на основе реальных событий. Что под этим надо понимать?

— Я действительно использую реальные эпизоды. Например, в цикле «Катарсис» много эпизодов из жизни моих друзей и знакомых. Другое дело, что эти эпизоды надо соединять коллизиями, фоном, и это все должно быть придумано. Хотя и здесь случается не придумывать, а основываться на чьей-то биографии. Очень органично может получиться.

— Каково ваше мнение о современной российской фантастике?

— Она существует, а похороны ее — это выдумки досужих журналистов. Да, бывают спады и взлеты. Но они неярко выражены. Все зависит от внутренней обстановки в стране. Кстати, чем хуже обстановка, тем лучше пишется. Как и на Западе, так и у нас существует «холм литературы»: много имен, над которыми сияет «алмазная верхушка», — имена известных писателей. По моим подсчетам, сейчас у нас в стране ежегодно выходят 700 — 800 новых книг фантастики. Если сотню из них можно читать — это очень хорошо. О кризисе говорят неудавшиеся авторы, которым обидно. Из их же рядов появляются и наиболее злобные критики.

— Фантастику всегда считали несерьезным, развлекательным жанром.

— Да, но кто так считал и считает? Писатели, которые хотели бы быть одни. Вот он получил Букера, его читали двадцать человек. Но вы назовите мне лауреатов прошлого, позапрошлого года, чтобы были известны и читаемы, как Стивен Кинг? А они нервничают, стремятся попасть в эти шорт-листы... Господи, мне-то это зачем? Мне бы написать интересно книгу, чтобы народ радовался и говорил: вот это он куда надо копнул, вот это хорошо сказал!

— А что вы читаете для себя, для души?

— Совсем немного. Читаю специальную литературу, информационную. Меня все больше интересует языкознание, происхождение русского и славянских языков. Сейчас есть что об этом почитать. Еще очень увлекся теорией ученого Леонова, который разработал теорию квантованной среды, объясняющей все типы взаимодействий в пространстве.

Если же я могу позволить себе расслабиться и отдохнуть, то беру классику. Недавно перечитывал прозу Пушкина — «Выстрел», «Метель». Лермонтова прозу перечитал. И то, что я в детстве обожал читать — О'Генри. От классики я получаю необыкновенное удовольствие.

Фантастику мало читаю. Но с удовольствием обратил внимание на Олега Дивова, на Белянина — хороший юмор, язык. Бушков мне близок: он любит крутить сюжеты, и я это люблю.

— Есть у вас несбывшиеся мечты?

— Мечта как была, так и осталась... Не обязательно быть космонавтом, который управляется в корабле с приборами, а выйти бы в открытый космос и увидеть своими глазами, без приборов! Увидеть, ощутить, изумиться. Звезды манят меня до сих пор. Ведь у меня для полета только финансовых возможностей не хватает, а со здоровьем пока все более-менее... Вдруг издательство решило бы рискнуть? Тогда я как пионер всегда готов. Эх, это была бы такая пиар-акция!

Беседу вел Валерий ИВАНОВ, Москва


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (2828) от 25.10.2002   года.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.