Зритель должен иметь лучшее

«Продюсер № 1 в Петербурге» - так называют коллеги генерального директора Театра музыкальной комедии Юрия Шварцкопфа. Он сумел сделать так, что полузабытый публикой и критикой театр вошел в состав Европейского союза музыкальных театров, а дорогу к нему теперь знают и молодые зрители. 24 февраля на сцене Театра музыкальной комедии прошел гала-концерт в честь 70-летия его генерального директора Юрия ШВАРЦКОПФА. А накануне журналист Елена БОБРОВА поговорила с юбиляром о его любимом жанре.

Зритель должен иметь лучшее | ФОТО предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

ФОТО предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

- Юрий Алексеевич, пока смотрела последнюю премьеру вашего театра - «Кабаре для гурманов», где во втором акте звучит музыка эпохи нэпа, вспомнила про «Бабий бунт» Евгения Птичкина, «Женихи» Исаака Дунаевского, «Севастопольский вальс» Константина Листова, которые уже давно идут у вас. В принципе можно ожидать ренессанса советской оперетты?

- Увы, нет. Эти оперетты безнадежно морально устарели. Все-таки драматургия советской оперетты была привязана к сиюминутным вещам или событиям страны, которые сейчас никого не интересуют. Например, к фестивалю молодежи в Москве или Олимпиаде-80. Или будням китобойной флотилии («Белая акация» И. Дунаевского. - Прим. ред.). Прекрасная музыка, но что с этим делать дальше?

- А возможна ли сегодня оперетта, написанная современным автором на современную тему?

- Встречный вопрос: а у нас есть сегодня современная драматургия для театра музыкальной комедии? То, что нам предлагают, - как правило, за гранью добра и зла.

- В чем проблема? Вряд ли для жанра оперетты нужны пьесы чеховского уровня. Неужели нет «среднестатистических» авторов, которые могли бы, извините за выражение, «обслуживать» оперетту?

- У опереточной драматургии свои законы. Про что должны писать предполагаемые вами авторы современной оперетты? Про то, что происходит сегодня в мире? Если мы хотим историю про любовь - зачем нам современный антураж? Он не столь эффектен, как в опереттах Легара или Оффенбаха. Все-таки оперетта - это прежде всего роскошь. Не гламур, а именно роскошь. Какой современный сюжет может претендовать на элегантную роскошь, а не на стиль обитателей Рублевки?

- То есть, по сути, вы сохраняете в театре реликтовый жанр.

- У меня нет ощущения, что это реликтовый жанр. Вкус к оперетте, как к хорошему вину, приходит в определенном возрасте и не ко всем. Но таких любителей, слава богу, немало. Другое дело, как сохраняют этот жанр. Назовите мне по-настоящему процветающий театр, где играют оперетту. Есть успехи, но не более того. Театры, которые были театрами именно оперетты, стали музыкальными вообще. Например, в Ростовском музыкальном театре идут опера, балет и оперетта. Тем, кто не видит разницы, я бы порекомендовал послушать оперетту в исполнении оперных певцов. Хуже не придумаешь. В Москве оперетта есть, но опять же нет чистоты жанра - я имею в виду, что солисты позволяют себе петь в микрофон. Это нонсенс. Точно так же, как, в моем понимании, исполнять оперетту под фонограмму. Все-таки зритель должен иметь лучшее. А в музыкальном театре лучшее - это живой звук оркестра и голоса певцов, не усиленные микрофоном.

- Насчет современных тем - написал же Эдисон Денисов оперу «Пена дней» по достаточно сюрреалистическому роману Бориса Виана.

- И в нашем жанре есть «Силиконовая дура» Александра Пантыкина и Константина Рубинского, которую в свое время сделал Свердловский театр музыкальной комедии. Спектакль вызвал резонанс, получил «Золотую маску». Все прекрасно, но я такое ставить не буду. У каждого театра своя политика. Нам интереснее постановки на музыку современных авторов, но в основе которых - проверенная временем классика. Поэтому у нас появилась не «Силиконовая дура», а «Голливудская дива». Поэтому мы поставили «Петербург» Белого, а впереди - мюзикл по «Графу Монте-Кристо».

- Репертуар петербургской Музкомедии зависит от ваших пристрастий или от пристрастий публики?

- И то и другое. Я готов идти на определенный риск, поставили же мы «Петербург» Белого, а если говорить о классической оперетте, то открыли нашему зрителю Роберта Штольца и его «Весенний парад», Лео Фалля и его «Мадам Помпадур», показали кальмановскую «Герцогиню из Чикаго», штраусовскую «Венскую кровь», «Баронессу Лили» Енё Хуски. И это, как ни странно звучит по отношению к Штраусу или Кальману, королям оперетты, - действительно риск для театра. Потому что публика этого жанра консервативна, она может и не принять незнакомую оперетту даже Кальмана или Штрауса.

- Но вы не идете на больший риск и не зовете молодых режиссеров из драмы...

- На постановку оперетты? А они, вы думаете, понимают этот жанр? Вернее, по-настоящему его любят? Работая в оперетте, режиссер должен понимать, что в этом жанре ему никто не позволит, как в опере, идти на смысловые перевертыши. В этом смысле его априори ждет провал. Потом, нельзя ставить оперетту или музыкальную комедию, не обладая чувством юмора.

А если говорить о мюзикле, то здесь проблема в том, что наши выпускники оперируют системой Станиславского, которая никакого отношения к мюзиклу не имеет. Если я вижу спектакль и он мне нравится, то это чаще всего калька западного мюзикла.

- Наши молодые режиссеры, которые создали себе имя, меньше всего думают о системе Станиславского и, как следствие, о психологическом театре.

- Знаете, многие создатели успешных проектов на Западе - режиссеры и балетмейстеры одновременно. Я у нас таких синтетических личностей не вижу. И вряд ли они появятся в ближайшее время - ведь в наших вузах этому не учат.

- Вот уж как раз пластика у тех режиссеров, о которых я говорю, на первом месте.

- Возможно. Но то, что я видел в постановке молодых режиссеров, меня не приводит в восторг. Они слишком заигрываются перевертышами. И в этом смысле я действительно не готов рисковать. Наш театр не может быть театральной лабораторией - мы можем рассчитывать только на свои силы. Если бы нам дали грант - другое дело. Вы же понимаете, что на постановку стоимостью сотни тысяч евро я приглашу того, кому могу доверять.

- Но и здесь вы не застрахованы от неудач.

- Да, но все же риска меньше. И уж тем более я не могу рисковать, доверяя постановку начинающим режиссерам, как бы мне этого ни хотелось. Я пробовал - давал шанс только вступающим в профессию, они готовили один, другой номер для концерта, и каждый номер вроде ничего, но между собой не стыкуются. Если у этих режиссеров столь короткое дыхание, как же я могу доверить им большую форму?

- Борис Эйфман тоже заметил, что сегодня практически нет хореографов, способных создать полноценный балетный спектакль. В итоге понятно, почему «Графа Монте-Кристо» будет ставить главный режиссер Театра музкомедии Игорь Коняев. Почему вообще интерпретация романа Дюма? А не что-то, близкое нам, вроде «Вия», например?

- Может быть все что угодно. Вопрос в том, что, когда выкладываешь полтора миллиона евро, думаешь, имеет ли постановка шанс окупиться. Едва ли ты выкинешь их на «эксперимент». Музыку к «Графу Монте-Кристо» написал Фрэнк Уайлдхорн, тот самый, чей «Джекилл и Хайд» уже идет на нашей сцене. И сама тема беспроигрышна: любовь, ненависть, мщение. А кто напишет музыку к «Вию»? Кто сможет его поставить? Все-таки это Гоголь. Когда мне хвалят «Мертвые души», идущие опять же в Свердловском театре музыкальной комедии, и напоминают, что спектакль получил «Золотые маски», мне это неважно. А важно то, что к Гоголю это все не имеет никакого отношения. Кто-то так не считает - бога ради, каждый идет своим путем...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 037 (5899) от 02.03.2017.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.